Познавательные задачи:
- Познакомить со строением и функцией пищеварительной системы человека
- уточнять и обобщать знания детей об органах пищеварения их работе и взаимодействии между собой.
- закреплять в речи названия органов пищеварения (пищевод, желудок, кишечник, язык, зубы.
- показать значение питания в жизни человека
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Органы пищеварения»; совершенствовать глагольный словарь (пережёвывать, перетирать, сжимать, разжимать, глотать, продвигаться) навыки словообразования (пищевод, пищеварение), согласования существительных с прилагательными и числительными; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; развивать фонематическое восприятие; — совершенствовать навыки связной речи; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; — развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления; — развивать выразительность речи и выразительность движений; — развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный интерес к своему организму; воспитывать толерантное отношение к ответам детей; формировать умение работать и играть в коллективе
Логопед: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я приглашаю вас на экскурсию по чудо-заводу, который находится внутри каждого из нас. Хотите?
Дети: да
Скачать конспект
Логопед: Прежде чем мы отправимся в путешествие, я хочу, чтобы вы вспомнили и назвали мне героев сказок, которые имели маленький рост или вес?
Дети: Дюймовочка, Мальчик с пальчик, Гномы и т.д.
Логопед: Вы все молодцы, скорей занимайте свои места.
Дети рассаживаются перед интерактивной доской, за столы
Логопед: А скажите мне, пожалуйста, почему названные вами герои были такие маленькие?
Дети делают свои предположения. Логопед анализирует их ответы.
Логопед: наверное вы правы, и они очень плохо кушали. А зачем человеку вообще нужно кушать, может мы прекрасно жили бы без еды?
Дети: нет, нам нужно кушать, чтобы бегать, играть, ходить в детский сад и т.д.
Логопед: Вы правы, человеку нужна еда, чтобы жить! А кто из вас знает, что происходит с пищей внутри нас?
Дети делают свои предположения.
Логопед: да, еда проходит очень длинный, сложный и интересный процесс, но это мы увидим чуть позже. А сейчас давайте потренируемся и выполним пальчиковую разминку.
В гости
В гости к пальчику большому
(пальцы, сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы, обеих рук)
Приходили прямо к дому
(две ладони сомкнуть под углом — "крыша")
Указательный и средний,
Безымянный и последний
(называемые пальцы, каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)
И мизинчик-малышок
(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх)
Сам забрался на порог.
(Постучать кулачками друг о друга.)
Вместе пальчики-друзья.
(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)
Друг без друга им нельзя.
(Соединить руки в "замок»)
Логопед: Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь. А сопровождать нас будет – сдобный и румяный пирожок. Именно с ним будут происходить удивительные превращения.
В самом начале пирожок, как и любая другая еда попадает……
Дети: в рот
Логопед: Правильно, и там его встречает строгий охранник-……
Дети: язык
Логопед: А строгий он, потому, что пробует всех гостей на вкус. Кто ты? Сладенькая конфетка или горький перец
- Для того чтобы язык был чувствительным, давайте выполним гимнастику для языка.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
Логопед: Приоткрыл Язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся.
«Барабан»
"Покусывание кончика языка"
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево — вправо.
«Кошечка выгнула спинку»
"Подуть на кончик языка"
Логопед: Наш язычок размялся, давайте сейчас поиграем в игру «Определи на вкус» и проверим наших охранников на деле. Вы согласны?
Дети: Да
Логопед вызывает несколько детей, завязывает им глаза и проводит игру. Детям предлагается определить на вкус следующие продукты-соль, сироп, сахар, сыр, сок.
Логопед: Все ребята справились с заданием и правильно отгадали, и назвали продукты. А какой звук одинаковый во всех этих словах?
Дети: Звук «С»
Логопед: Правильно, давайте все вместе произнесём этот звук.
Дети длительно произносят звук « «с»
Логопед хвалит детей за правильно произнесённый звук
Логопед: давайте проговорим чистоговорочку
Ся-ся-ся — вот морковка вся. Си-си-си — в тине караси. Се-се-се — волк идёт к лисе. Сё-сё-сё — вот и лето всё.
Ась-ась-ась — вот уплыл карась. Ось-ось-ось — у болота лось. Усь-усь-усь — я играть учусь. Ись-ись-ись — ты играть учись.
Логопед: Находясь во рту, еда не только пробуется на вкус, но и тщательно перетирается зубами. Вот почему зубки нужно беречь и следить за их состоянием. От их дружной работы зависит дальнейшее продвижение нашей пищи.
И так, все работы во рту завершены, мы делаем глотательное движение и,пережёванная пища попадает в узкий туннель? Который называется -пищевод. Это слово новое, поэтому давайте проговорим его вместе и по слогам.
Дети вместе с логопедом повторяют это слово по слогам.
Логопед: Вот какое интересное слово. Кто был внимательным и посчитал сколько слогов было в этом слове?
Дети: 3
Логопед. Молодцы. Двигаемся дальше.
А чтобы узнать, как же кусочки пищи продвигаются по пищеводу, я предлагаю вам взять тюбики с зубной пастой. Да, да, не удивляйтесь. Давайте потихоньку будем сжимать и разжимать их. Что происходит?
Дети: появляется зубная паста
Логопед: Да, вот такую же работу совершает пищевод, сжимаясь и разжимаясь, проталкивая кусочки пищи вниз.
Дети несколько раз повторяют это упражнение
Логопед: Таким образом, продвигаясь вперёд, наш кусочек пирожка дошёл до входа в таинственную пещеру-желудок.
Желудок вначале маленький и похож на сдутый воздушный шарик. Но стоит пище попасть во внутрь этой пещеры, как она начинает раздуваться. Представляете, в желудке взрослого человека может уместиться целая банка солёных огурцов. Вот до каких размеров может растянуться наш желудок.
Давайте и мы сейчас возьмём воздушные шарики и попробуем их надуть.
Дыхательная гимнастика «надуй воздушный шар».
Логопед хвалит детей.
Логопед: В желудке происходит очень сложная работа. Стенки в этой пещере шершавые и они могут сжиматься и перетирать размягчённую пищу. Сейчас я предлагаю вам взять в руки пластилин и попробовать сжимать его до тех пор, пока он не станет мягким и эластичным
Дети выполняют упражнения с пластилином
Логопед: Вот так работает и наш желудок. Весь этот процесс называется –пищеварением, т.е. пища как бы переваривается. Становится мягкой и жидкой.
Логопед вместе с детьми проговаривает это слово и предлагает самостоятельно попробовать произнести его.
Логопед: Ребята, нам с вами осталась всего одна остановка и мы закончим наше путешествие, кто сможет сейчас повторить все этапы нашего пути.
Ответы детей:
Логопед: Молодцы, я вижу, что вам было интересно. И вы хорошо запомнили новые слова. А теперь вперёд!
Логопед: Пережёванная, перетёртая, и превращённая нашим желудком в жидкую кашу, пища попадает в другой тоннель. И длина его… 7 метров. Удивлены? Нет, я не ошиблась именно столько метров находится внутри, несмотря на то, что ваш рост чуть больше метра. Этот тоннель называется – кишечник. Он напоминает змею, такой же изогнутый и тонкий. Вот почему легко помещается внутри даже маленьких детей. Так вот именно кишечник кормит нас. Внутри кишечника находятся тысячи малюсеньких ворсинок, которые день и ночь трудятся и всасывают жиденькую кашку, питая нас самыми полезными веществами. Такая «насосная станция» кормит нас, а всё ненужное выводит наружу. Вот так постепенно, не спеша работает наш чудо-завод.
А наше путешествие подошло к концу. Но прежде, чем мы попрощаемся, я бы хотела узнать «Кто был самым внимательным?» Проведём конкурс загадок, за правильные ответы вы будете получать фишки. И у кого их будет больше, тот и будет победителем.
Вопросы: 1. Первым пробовать привык
Угощенья все… (язык)
2. Где находится «насосная станция?» (в кишечнике)
3. Пещера, которая может сдуваться и раздуваться? (желудок)
4. Узкий туннель, по которому пища попадает в желудок? (пищевод)
5. Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают,
Не будем их чистить — они заболят (зубы)
6. Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы …… (рот)
Заключение
Давайте посчитаем фишки и узнаем, кто же стал победителем в нашем конкурсе загадок (подводятся итоги).
-А теперь скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку? — А такой орган, который бы ничего не делал? (Ответы детей)
Вот и молодцы, хорошо поработали.
Учитель-логопед Кулагина Л.В.
|