Уважаемые коллеги!
В современной профессиональной литературе мы встречаемся с большим количеством образцов речевой карты – основным документом учителя-логопеда. Порой мы теряемся в выборе документа, который дает нам более полное обследование ребёнка, имеющего речевое нарушение.
Мой стаж работы учителем-логопедом в дошкольном учреждении насчитывает более 20 лет. Проводя обследование, уже весь диагностический материал находиться в памяти логопеда и нет необходимости пользоваться готовыми примерами заданий, которые предлагают авторы в речевых картах.
Скачать карту
Предлагаю вам познакомиться с речевой картой, которую я разработала и использую в своей работе на протяжении нескольких лет. Хочу пояснить следующее:
- Анализируя контингент детей-логопатов, я пришла к выводу, что чаще всего в логопедическую группу зачисляются дети с диагнозом «Дизартрия». Поэтому, в своей речевой карте я отвожу большой блок обследованию состояния моторной сферы ребенка. Сюда входит обследование общей, ручной и артикуляционной моторики. Необходимо провести очень подробное обследование анатомического строения артикуляционного аппарата.
- В карте не упускаю обследование дыхательной и голосовой функции, отмечаю особенности динамической стороны речи.
- Из опыта работы могу сделать вывод, что у всех детей-логопатов, в той или иной степени, нарушено фонематическое восприятие. Поэтому, для записи результатов обследования, предлагаю заполнить небольшую таблицу.
- Для изучения состояния звукопроизношения предлагаю так же использовать таблицу, из которой будет четко видно над какими звуками нужно работать и какие приемы использовать для их коррекции.
- В речевой карте представлен блок обследования импрессивной и экспрессивной речи. Обследуя ребенка с речевой патологией, логопед встречается с ним не единожды, использует в работе метод наблюдения, Поэтому, считаю достаточным отметить кратко состояние объема словаря ребёнка, но по всем разделам.
- Результаты обследования грамматического строя речи предлагаю отразить в таблицах. (Состояние словоизменения. Состояние словообразования.)
- Для обследования связной речи отведено в карте достаточно места для записи различных видов рассказов, которые составляют дети.
- В предложенной вашему вниманию речевой карте уделено место для написания, разработанного логопедом плана индивидуального образовательного маршрута ребенка, есть таблица учета динамики развития ребенка.
|