Васильева Алла Владимировна. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Звуковая культура как составная часть речевой культуры дошкольника»

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Звуковая культура как составная часть речевой культуры дошкольника»

Разработала воспитатель Васильева А.В.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи детей оказывает воспитатель. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску.

 

В процессе формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников является развитие слухового восприятия, воспитание правильного речевого дыхания, укрепление и развитие артикуляционного аппарата.

Развитие слухового восприятия.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы:

  • воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление
  • различать звуки речи в словах
  • отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам
  • улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т.д.)
  • правильно пользоваться интонационными средствами выразительности
  • сравнивать свою речь с речью окружающих
  • контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывания.

1. Что слышно?

Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.)

2. «На чем играл Зайка?»

Цель: Учить различать звучание различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.

3. «Повтори»

Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

4. «Колокольчик»

Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик..

5. «Определи, откуда звук»

Цель: определение направления звука в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Воспитание правильного речевого дыхания.

Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через нос и рот, следует пауза, а затем плавный выдох. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи позднего или неправильного усвоения некоторых звуков; ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний). Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.

Для этого можно проводить следующие упражнения с использованием раздаточного материала:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

  • «Определи место игрушки».
  • «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох.
  • ОДУВАНЧИК: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ
  • ПУЗЫРЬ: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

*

Содержание работы по формированию правильного речевого дыхания

а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.

в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

“Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух! ” на длительном выдохе.

“Зоопарк”. Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Воспитатель совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

“Корова”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “му”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе “га га га” (го, гы), кошка — “мяу” и т. д.).

Укрепление и развитие артикуляционного аппарата.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: "Кто как кричит?", "Что звучит?", "Чей домик?" и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.

В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т. е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается "жалом", "широкой лопаткой" и др.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

  • «Игра в хоккей». Цель: Активизация мышц языка
  • «Слоники». Цель: Активизация мышц губ
  • «Эхо». Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса
  • Упражнение «Кто лучше сделает дудочку»
  • Упражнение «Губы круглые, как бублик»
  • Упражнение «Волк воет» и т. д.
  • упражнения-пантомимы «Лягушки улыбаются «Хобот слоненка» «Трубочка» упражнения-пантомимы «Лягушки улыбаются «Хобот слоненка» «Трубочка»
  • упражнения с опорой на картинный материал
  • Произнесение по картинкам гласных звуков: качаем куклу (ААА), болит зуб (ООО), гудит поезд (УУУ), летит самолет (ЫЫЫ)

Формирование звуковой культуры речи в работе педагога

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

  • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
  • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные. Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. В младших группах занятия лучше проводить в форме дидактических игр с игрушками на звукоподражание ( «Угадай, кто кричит?»); рассказов-драматизаций с игрушками; рассказов педагога с включением высказываний детей.

Целесообразно использовать наглядный материал (игрушки, картинки, предметы домашнего обихода и пр.), с которым детей знакомят заранее, т.к. повышенный к ним интерес, вызывает нежелательную в данном случае речевую реакцию. Часто также используются образец педагога, игровые приемы.

Обучение произношению начинается с гласных звуков (а, у, и, о, э), затем отрабатываются легкие в артикуляционном отношении согласные звуки. М.Е. Хватцев рекомендует такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц.

На первых порах занятия целесообразно строить на хоровых ответах, так как двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий дети еще не умеют слушать друг друга.

дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.). Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

Для совершенствования умений по ЗКР используется разнообразный речевой материал: различные методы и приемы

  • звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
  • специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
  • сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д..

Положительное влияние на развитие речи ребенка оказывают творческие занятия: пальчиковое рисование, лепка т. к. стимулируют мелкую моторику и активизируют тем самым соответственные зоны мозга, которые отвечают за речь. Так что чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше будет и речь ребенка. Этому способствуют и игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п).

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики также стимулирует развитие речи.

Неоценима роль в развитии речи ребенка художественной литературы и театральной деятельности

Подводя итог хочется отметить, что все средства:

  • Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей;
  • Чтение и прослушивание стихотворений, сказок, потешек, коротких рассказов;
  • Ролевые игры;
  • Музыкальные игры;
  • Творческие занятия
  • Пальчиковые игры
  • Игры направленные на слуховое восприятие, на правильное речевое дыхание, на укрепление и развитие артикуляции и др.

способствуют правильному звукопроизношению ребенка и к концу младшего дошкольного возраста приведет к планируемым результатам.

Просмотров: 524
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Александрова Оксана Васильевна Малева Наталья Владимировна. Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в подготовительной группе Тема: «Автоматизация звуков [р] и [р’] в слогах, простых словах «Поездка в деревню»
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Жданова Галина Ильинична. Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»
  • Мавлютова Сиреня Рафиковна. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
  • Кулик Елена Аркадьевна. Семинар-практикум по методической теме: «Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений детей дошкольного возраста»
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Попова Ольга Степановна. Конспект интегрированного занятия по формированию логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы - «Малыши спешат на помощь»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь