Цели занятия.
Коррекционные:
- Развитие и активизация внимания;
- Воспитание зрительно – пространственных ориентировок;
- Развитие речевого дыхания;
- Перераспределение мышечного тонуса;
- Воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;
- Развитие координации речи, движения и музыки;
- Развитие общей и тонкой моторики, и мимики.
Образовательные:
- Закрепление умений детей различать разный характер музыки и передавать его в движении и песне;
- Развитие чувства ритма, музыкального слуха.
Воспитательные:
- Воспитание воображения, творческой активности и инициативы;
- Развитие чувства коллективизма, взаимопомощи;
- Расширение знаний детей о продуктах питания.
Ход занятия.
Организационный момент. Развитие зрительной ориентировки на говорящего. Развитие мелодичного и ритмичного слуха.
Логопед. Здравствуйте, ребята.
Муз. рук. Называйте свои имена ласково и хлопайте в ладоши на каждый слог.
Дети. Ко-ле-нька, Да-ни-ло-чка и т.д.
Логопед. Ребята, а вы любите сказки?
Дети. Да!
2. Развитие оптико –пространственной ориентации. Упражнение «Разминка».
Логопед. Хотите отправиться в сказку на волшебном поезде?
Дети. Да, хотим!
(исполняется музыкально – ритмическая композиция «Веселые путешественники» и дети «паровозиком» за логопедом передвигаются по залу).
Логопед. Раз-два-три – в сказку приехали мы!
Появляется солдат, приветствует детей и приглашает всех в сказку «Каша из топора».
Солдат. Шел солдат с войны домой
Звучит «Марш». Дети и солдат идут друг за другом, маршируя.
Логопед. Видите, впереди – широкая дорога, пойдем по ней за Солдатом! Встали парами, пошли!
Дети идут парами под «Марш».
Логопед. Узкая дорожка на пути,
Нужно «змейкой» нам идти.
Звучит «Змейка». Дети идут «змейкой по залу».
Логопед. Куст, пенечек впереди,
Их придется обойти.
Звучит «Этюд». Дети обходят кубики.
Логопед. Низкие ветви на пути,
Под ними нужно проползти.
Звучит легкая музыка В.А. Моцарта. Дети ползут на четвереньках под дугами (4 дуги).
Логопед.
Небольшой ручеек Нам дорожку пересек. Выше ножки поднимайте И по камушкам шагайте.
Звучит полька «Ручеек». Дети идут по дорожке из скакалок, высоко поднимая ножки.
3. Развитие координации пения с движением.
Логопед.
Впереди видна река – Глубока и широка. Изготовить нужно плот, По воде он поплывет.
Взял Солдат пилу и начал пилить бревна для плота.
Исполняется песня «Пила».
Дети (стоят парами, двигают руками вперед –назад, имитируя движения пилой, и поют песню).
Запилила пила, Зажужжала как пчела, Отпилила кусок, Наскочила на сучок,
Лопнула и встала. Начинай сначала.
Логопед. Стал Солдат с бревен сучья срубать топором.
4. Регуляция мышечного тонуса. Упражнение «Топор».
Дети с напряжением поднимают руки, сложенные в «замочек», над головой, а потом опускают вниз, проговаривают «УХ!» и расслабленно качают руками внизу.
5. Развитие мелкой моторики.
Логопед. Решил Солдат шнурком бревна связать.
Дети. Обматывают шнурком два пальца на левой руке и одновременно проговаривают стихотворение
Вверх шнурок, Вниз шнурок. И еще, еще разок!
Логопед. Решил связать другие бревна.
Дети шнурком обвязывают два пальца на правой руке и повторяют стихотворение.
Логопед. Готов плот! Взял Солдат шест.
6. Координация речи с движением.
Логопед.
Деревянный этот плот Прямо к берегу плывет!
Дети проговаривают слова вместе с логопедом и одновременно «отталкиваются» палкой – плывут.
Логопед. Стоп! А вот и берег! Устал Солдат. Видит – стоит дом. Решил Солдат постучать в дверь.
7. Развитие мелкой моторики, общих речевых навыков, тембрового слуха. Пальчиковая гимнастика «Два солдата».
Логопед (читает текст и показывает движения, дети повторяют)
Стук в дверь: ладони вместе, стучать ребром ладоней по столу.
Тук-тук.
«Кто там?» говорить высоким голосом, стучать мизинцами. «Два солдата пришли переночевать» стучать указательными пальцами, говорить низким голосом Спросим у мамы: «Мама!» стучать мизинцами, говорить высоким голосом. «Что, дети?» стучать безымянными пальцами, говорить средним голосом.
«Два солдата пришли переночевать» высокий голос, стучать мизинцами. «Спросите у папы» стучать безымянными пальцами, говорить средним голосом. «Папа!» стучать безымянными пальцами, говорить средним голосом. «Что, дети!» стучать средними пальцами, низкий голос.
«Два солдата пришли переночевать» стучать указательными пальцами, говорить низким голосом «Пустите!» стучать средними пальцами, низкий голос. «Входите!» стучать средними пальцами, низкий голос. «Ах, какая благодать, стучать средними пальцами, низкий голос.
Что пустили ночевать! Раз –два-три – входи!»
8. Развитие слухового внимания.
Входит бабушка – хозяйка.
Солдат. Кланяется, дети повторяют. Здравствуй, хозяюшка!
Бабушка. Здравствуй, служивый!
Солдат. Хозяюшка, пусти переночевать.
Бабушка. Заходи, солдатик.
Солдат. А нет ли у тебя чего – нибудь поесть?
Бабушка. Нет, солдатик, самим есть нечего.
Солдат и дети садятся на ковер.
9. Развитие мимики.
Логопед. Понял Солдат, что жадная хозяйка. Вдруг увидел он топор и горшок и говорит…
Солдат. А хочешь, хозяйка, солдатскую кашу из топора попробовать?
Логопед. Удивилась хозяйка.
Дети изображают удивление мимикой: раскрыли рот, брови приподняли.
Бабушка. А разве можно кашу из топора сварить?
Солдат. Еще как можно. Принеси ты нам водицы. Нам водица пригодится.
10. Развитие артикуляторного аппарата.
Солдат. А мы пока вместе с детьми песенку водички споем: с-с-с-с…
Солдат. Чтобы кашу нам сварить, кашу надо посолить. Хозяюшка, принеси-ка соли.
Бабушка приносит банку с солью.
Логопед (имитируя движения). Соль берем, в котел кладем, остатки соли с ладошек стряхнем, а теперь сдуем.
Дети повторяют движения за логопедом.
Солдат.
Без крупы не выйдет каша. Даст крупу хозяйка наша?
Бабушка. А какая тебе крупа нужна, солдат?
Солдат. Нам сейчас дети подскажут, какая крупа нужна для каши.
12. Развитее грамматического строя речи. Игра с мячом: «Какая?»
Дети стоят в кругу. Солдат бросает мяч и спрашивает: «Какая нужна крупа для каши?».
Дети (ловят мяч и отвечают): гречневая, рисовая, пшенная, пшеничная, овсяная, перловая, манная.
Бабушка. Вот тебе, солдат, манка.
Логопед. Манку, сахарок и маслице у хозяюшки берем. Все в котел кладем, да песенку поем.
Логопед раздает детям бутылки, в которые насыпана разная крупа.
13. Развитие чувства ритмического рисунка. Игра «Манка».
Дети поют и одновременно в такт музыки трясут бутылочками с крупой.
Манка, манка, молоко, Манка, манка, сахарок, Манка, манка, маслице, Манка, манка, соль.
Затем дети кладут бутылочки на пол, бегут по кругу на носочках под музыку.
Логопед. Каша готова, а где же ложка?
Бабушка. Вот вам самая большая и красивая ложка.
Логопед. Бабушка, всем хочется рассмотреть ложку.
Дети (под музыку передают друг другу ложку). Возьми, Алина, Возьми, Настя и т.д.
Логопед. Эта ложка для Солдата,
Эти ложки вам, ребята!
15. Координация музыки, движения и речи.
Исполняется композиция «Как у наших у ребят»
Как у наших у ребят Застучали ложки в лад- Туки – тук Ай-люли! (стучат по коленкам).
Всем нам нравятся они. Щи да каша – Пища наша. После щей и после каши
Дети ели простоквашу. Ели, ели, ели, ели, Не худели, не толстели. Ели, ели, ели пили,
Две недели сыты были. Все!
16. Организация окончания занятия. Снятие эмоционального излишнего возбуждения, переключение на другой вид деятельности.
Солдат. Вот и сказке конец. Пора нам с вами из сказки домой возвращаться. Попрошу вас, друзья, сказку, в которой мы с вами побывали, для меня нарисовать. До свидания! Буду ждать ваших рисунков. (Уходит под музыку «Марш»).
Логопед. Ребята, вы запомнили название сказки, в которой мы побывали?
Какая была хозяйка?
Дети. Жадная, скупая.
Логопед. А солдат?
Дети. Находчивый, смышленый, догадливый.
Логопед. Из чего солдат кашу сварил?
Дети. Из воды, соли, манки.
Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и приглашает в группу рисовать сказку. Дети уходят из зала без музыки.
|