Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Осипова Анна Семёновна. Как помочь малышу заговорить? Советы логопеда воспитателям ясельной группы



Осипова Анна Семёновна. Как помочь малышу заговорить? Советы логопеда воспитателям ясельной группы

Как помочь малышу заговорить? Советы логопеда воспитателям ясельной группы

Многие родители, придя впервые в детский сад в ясельную группу, вдруг обнаруживают, что их ребёнок, по сравнению со сверстниками, «плохо разговаривает». И в панике начинают искать специалиста, чтобы всё исправить. Но, к сожалению, часто уже упущена большая часть драгоценного времени: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание, развитие или коррекция.

В своей статье хочу дать рекомендации воспитателям ребят ясельной группы.

Ведь именно они проводят большую часть времени с детьми и могут вместе с родителями помочь малышу овладеть речью родного языка.

Очень часто причиной молчания малыша является гиперопека. Т.к. в условиях гиперопеки речевая функция ребенка останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

 

Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

В группе детского сада для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми и другими ребятами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, педагоги будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Необходимо, чтобы у ребёнка формировались полноценные образы о предметах. Для этого ребенку нужно получать стимулы извне различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.). Так, например, делая что-либо в группе, можно брать ребенка с собой, делать так, чтобы он видел действия воспитателя, одновременно проговаривать названия этих действий. Разрешать манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Например, дать поиграть с ложкой, взять ее в рот (обязательно оречевляя: «Это ложка. Металлическая, твердая, холодная»), если малыш бросил ложку, — также оречевить этот момент: «Ты бросил ложку. Ложка упала – дзынь!»), постучать ложкой по ковру, кастрюле, чтобы слышать различия, как она стучит (глухо по ковру и звонко по кастрюле).

Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Зная опыты В.М. Бехтерева, который в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Важно делать вместе с малышом в игровой форме каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играть в дидактические игры или делать самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок а также авторские логопедические зонды.

Малышу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга; делаю упражнения с кистями рук, лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка — центр развития речи. Кроме того, массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливаю на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз сгибать и разгибать. Делать так 2-3 минуты ежедневно. Тем самым мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Также нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Очень важно, чтобы воспитатели следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, «проглатывать» окончания слов.

Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.

Не сюсюкайте с ребенком. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически.

Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.

Не заменяйте слова на неправильное значение слова (сапоги – «башмачки»).

Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно говорить ребенку "бибика или машинка", говорите: машина, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д. Но важно начинать с материала, к которому ваш ребенок проявляет интерес (может, он любит животных или машины или его интересует бытовая техника).

Наглядный материал, используемый на занятиях в группе, должен быть реалистичным и не зашумлённым. (Важно, чтобы на картинке в детской книжке было видно, кто изображен: петух или павлин). Не следует использовать книги и игрушки, не соответствующие оригиналу. Если можно четко определить предмет, назвав конкретным словом, у ребенка будет складываться четкое понятие о предмете.

Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается «чувство языка», а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ребёнок легче будет усваивать грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться русский язык в школе.

Не следует говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.

Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: лёгкий, мягкий, круглый и т.д.

Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания.

Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения «это» (например, «возьми это, ставь сюда») называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой. «Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают» [1, с.154].

Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому» [5, с.98]. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что «ребенок просто отличается своим развитием» — наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников. В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.
  3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. — М.: Лабиринт, 2001.
  4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей — олигофренов. — М.: Просвещение, 1970 — с. 112
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  6. Курпатов А.В. Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка. — 2-е издание. М.: ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", 2008.
  7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). — М., 1997.
Просмотров: 480
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Чагина Мария Николаевна. Малыш начинает говорить. Раннее развитие речи детей. Советы логопеда.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Панина Татьяна Леонидовна. Конспект организованной образовательной деятельности «Пусть мир будет чище, пусть мир будет краше!»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь