Борисова Юлия Юрьевна. Публикация презентации на тему: 'Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО'

Публикация презентации на тему: Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДОПубликация презентации на тему: "Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО"

Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно — речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно — речевой деятельности детей.

Актуальность

В настоящее время познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и не уделяют достаточно времени на формирование познавательно — речевого развития детей.

Скачать презентацию

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

  • ухудшение состояния здоровья детей
  • существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей
  • глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе
  • дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:

  1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
  2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Формирования способности к активной умственной деятельности.
  5. Знакомство с родным языком.
  6. Становление речи.

По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, что у 6 детей имеются нарушения звукопроизношения сонорных звуков, у 2 детей нарушенные звуки находятся на этапе автоматизации, подвижность органов артикуляции у большинства слабая, фонематические процессы у 7 детей недостаточно развиты, а у 1ребенка — несформированны. Имеются грубые нарушения слоговой структуры слова у 4 детей, у большинства средний уровень словарного запаса.

Глагольная лексика отстает от нормы. Видо — родовые и синонимо-антонимические категории не достаточно сформированы. Лексико – грамматический строй речи имеет следующие нарушения: дети путают мужской и женский род, а также их окончания, не умеют образовывать относительные, притяжательные прилагательные, 4 ребенка затрудняются в образовании уменьшительно – ласкательной формы имен существительных; дети затрудняются согласовывать числительные с именем существительным, образовывать существительные единственного и множественного числа, не знают и не употребляют сложные предлоги.

Связная речь развита недостаточно. Рассказ по картине и серии картин составляют не связно, не последовательно, фразы короткие. В предложениях наблюдаются смысловые перестановки. Пересказ текста с помощью.

Пространственные и временные представления формируются. Общая и мелкая моторика развита слабо. Дети знают буквы и умеют их сливать в слоги.

Исходя из этого, были определены цели и задачи работы с детьми группы комбинированной направленности.

Цель: развитие познавательно -речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр.

Задачи:

Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи; повышающую речевую культуру взрослых.

формировать грамматические навыки через совместную деятельность взрослого с детьми и речевое общение со взрослыми и сверстниками.

Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

Обогащать словарный запас детей.

Расширять представления о целесообразности создания человеком различных предметов, т. е. создает необходимые условия для формирования базиса личностной культуры ребенка.

Согласно Федеральному Государственному стандарту дошкольного образования Ориентация образовательного процесса должна быть направлена на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Направления взаимодействия:

  • Формирование познавательного интереса
  • Формирование познавательной активности
  • Формирование самостоятельности
  • Формирование самостоятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА – эффективный путь активизации познавательной

деятельности дошкольников.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение дидактических игр:

Развитие познавательных и умственных способностей

  • Получение новых знаний, их обобщение и закрепление
  • Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира
  • Развитие памяти, внимания, наблюдательности
  • Развитие умения высказывать свои суждения, делать умозаключения.

Развитие речи

  • Пополнение и активизация словаря
  • Формирование грамматических категорий
  • Формирование и развитие фонетической стороны речи
  • Развитие связной речи

Социально-нравственное развитие ребенка-дошкольника

  • Познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы
  • Формирование чуткого отношения к сверстникам
  • Формирование умения быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать

Структура дидактической игры:

Дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат.

Компоненты дидактической игры:

Исполнительный, мотивационный, контрольно-оценочный

Этапы проведения дидактической игры

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, использованием в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
  2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
  3. Показ игровых действий
  4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
  5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Различие дидактических игр:

  • по обучающему содержанию
  • по познавательной деятельности детей
  • по организации и взаимоотношениям детей
  • по роли педагога
  • по игровым действиям и правилам.

Виды дидактических игр

  • Настольно-печатные игры -Нразнообразные по видам: "лото", "домино", парные картинки" успешно развивающие речевые навыки, математические способности, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
  • Игры с предметами (игрушками) — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.
  • Словесные игры — построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения.

При этом игровая деятельность детей обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие дошкольников.

Развивающая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контакте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности.

Согласно ФГОС ДО

  • речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Организуя игры с детьми, ставлю различные задачи (пробудить интерес, развлечь детей, доставить радость, воодушевить, помочь правильно разговаривать и др.) Перед игрой обсуждаем игровые задачи, правила, ход игры. На основе полученных знаний, во время проведения таких игр дети учатся действовать по правилам, выразительно передают разные образы, ритмично выполняют движения, согласовывают их с текстом, ориентируются в пространстве и т. п.

Играя, дети становятся вежливыми, сдержанными, активными, сознательными, самостоятельными, умеющими найти нужную информацию, готовы помочь соперникам, могут использовать свои знания, стремятся улучшить свой результат или победить.

Но играя самостоятельно, старшие дети не всегда хотят соблюдать правила игры. Особое внимание обращаю на честность, требовательность друг к другу, внимательность, критическое отношение к сверстникам.

Если дети сами не могут справиться с теми, кто нарушает правила, я вмешиваюсь, прихожу на помощь. Правильный подбор игр, умелая их организация оказывают огромное влияние на дошкольника: дети учатся играть, слышать себя, слушать и понимать других.

В совместной деятельности с детьми использую игры для закрепления и дифференциации поставленных и автоматизированных звуков. Многократное повторение звуков в игре не утомляет детей, способствует улучшению звукопроизношения, активизирует внимательность, развивает умение слушать взрослого, упражняет координацию движений, вызывает радостное настроение у детей.

Задача воспитания правильного произношения решается в настольно-печатных играх. Например, «Один, два, много», «Скажи и покажи», «Верно-неверно», «Домашние животные», «Птичка путешественница». Ребенку дается картинка, и он произносит слово.

Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умений пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем работать над связной речью. Например, в игре «Угощение Куклы» закрепляются слова, обозначающие названия посуды. А также действий – наливать, раздувать, резать, есть, пить. Активизация словаря в названиях овощей, фруктов осуществляется в игре «Чудесный мешочек». Дети достают из мешка овощи и называют их. Играя с печатными картинками, кубиками, дети складывают изображения животных и называют их.

Есть ряд дидактических игр, в которых решаются задачи развития связной речи, умения назвать предмет и описать его основные признаки (цвет, форма, величина). Рассказать о животном, где оно живет, чем питается, называть его детеныша.

Для успешной реализации поставленных задач должны быть созданы определенные условия. С этой целью в группе был оформлен уголок для познавательно-речевого развития детей. Он охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, предоставляет возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Главный принцип его оформления — доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит в себе: развивающие и настольно-печатные игры разной направленности. Дидактические игры использую для профилактики речевых нарушений, обучения звукопроизношения, закрепляют знаний, умений, навыков связной речи. Развивающие игры заинтересовывают детей, активизируют память, внимание, создают интерес, способствуют развитию речи детей.

Результаты работы на конец учебного года:

  • Возросла речевая активность во всех видах деятельности.
  • В речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.
  • Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
  • У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться.
  • У малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим играм.
  • Повысилась компетентность родителей при выборе развивающей игры.

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО,

поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует.

А, решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Просмотров: 406
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Логунова Наталья Павловна. Педагогические возможности дидактической игры в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Топилина Ольга Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Полстяная Марина Алексеевна. Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Есина Виктория Витальевна. Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Путилова Оксана Григорьевна. Проект (практико-ориентированный) «Развитие речи посредством дидактической игры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь