Консультация "Биоэнергопластика как фундамент развития речи"
Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляции.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.
Проведение биоэнергопластики предусматривает несколько этапов:
На первом диагностическом этапе проводится
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
- ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
На подготовительном этапе
- Дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог упражнение сопровождает показом движением кисти одной руки.
Эмоциональный этап
- Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке.
- Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно перед зеркалом.
Основной этап
Выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка.
- Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движение кистью одной руки.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обоих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за качеством и ритмичным выполнением упражнений. При этом двумя руками учитель-логопед продолжает давать четкий образец движения.
Заключительный этап
- К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками.
- Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения.
- Педагог рассказывает сказку, называет упражнение, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук.
- Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом.
- Когда дети смогут ощущать положения органов артикуляции, дифференцировать положения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).
Использование биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Примеры артикуляционных упражнений с движением рук:
«Часики» — ладони влево — вправо.
«Качели» — ладонь вверх – вниз.
«Улыбка» — пальцы врозь и в кулачок.
«Чашечка» — пальцы имитируют чашечку.
|