Ноздрина Ольга Игоревна. СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ С ОНР

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ С ОНР

Ноздрина О.И. МБДОУ «Детский сад №58 компенсирующего вида», г. Орел

Эффективность логопедической работы по развитию словарного запаса детей во многом зависит от умения педагогом подобрать различные методы и приемы для решения коррекционных задач. В ходе практической педагогической деятельности было доказано, что одним из таких средства является дидактическая игра. При этом необходимо помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей.

Добиться положительной динамики с детьми 3-4 лет с ОНР можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ре-бенка практических действий у него возникает состояние эмоционального подъема. Такой положительной настрой предоставляет возможность логопеду побуждать ребенка к речи. Возникновение активного желания имитировать слова взрослого обеспечивает ребенку его перевод из категории «неговорящих» в категорию «плохо говорящих».

При поступлении в новый коллектив (2 младшую речевую группу) дети 3-4 лет с нарушениями речи с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то дети с ОНР 3-4 лет должны научиться этому. На начальных этапах обучения и воспитания, а так же в период обследования необходимо применять игры, направленные на развитие сотрудничества со взрослым.

 

Скачать конспект

Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.

Детям с особенностями в речевом развитии свойственны общий и ре-чевой негативизм, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает.

В связи с этими первый задачей в коррекционной работе с такими детьми является формирование эмоционального контакта со взрослыми, направляя его на сотрудничество с ними, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.

Важно помнить, что более комфортно ребенок чувствует себя в знакомой ситуации, увереннее действует в ходе знакомых игр. Первые инструкции даются в привычной для малыша ситуации и чаще всего сопровождаются соответствующими действиями. Это объясняется тем, что у детей 3-4 лет с ОНР ситуативное понимание речи. У детей этой группы ситуативное понимание речи сохраняется долго, иногда без специальной коррекционной работы – до конца дошкольного возраста.

На первом этапе обучения и воспитания были использованы игры, направленные на выделение элементарной инструкции из ситуации. При этом инструкция состояла из одного слова, обозначающего действие, которое побуждает ребенка к выполнению задания. Например, такие игры как: «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Иди ко мне – беги ко мне». Также принималось во внимание, что у детей этой группы наблюдается повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией.

Учитывая особенности младшего дошкольного возраста коррекционные занятия строятся следующим образом: знакомство с новым речевым материалом проходит в ходе индивидуальной работы, а на подгрупповых занятиях закрепляется уже известный детям материал, используя полученные знания во время общих игр.

В процессе занятий основная задача логопедического воздействия – накопление пассивного и активного словарного запаса детей: слова-предметы и слова-действия, а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния. Эта задача решается логопедом через подражательную речевую деятельность.

Далее в коррекционной работе использовались игры, задачей кото-рых является подражание речи взрослого. Для этого педагог многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторять эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Использование игр в последовательности (звуки -- аморфные слова – слова -- фразы) позволяет гибко подбирать подходящий вариант в зависимости от уровня развития речи детей. На начальном этапе работы допускаются любые ответы детей в зависимости от индивидуальных речевых возможностей. В младшем дошкольном возрасте важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Особое внимание уделялось работе над формированием предметной соотнесенности слова (т. е. связь наименования с предметом). На ее основе происходило формирование обобщающей функции слова (т. е. не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов) и затем формирование понятийно-обобщающей функции слова (т. е. отнесенность слова к классу предметов: мебель, посуда и т.д.)

Формирование обобщающей функции слова строилось на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемые данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выде-ляющих предметов. Расширение объема словаря имен прилагательных осуществлялось параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.

На начальном этапе работы закреплялась связь имеющихся у детей частотных слов-прилагательных с их значениями. В дальнейшем осуществ-лялось обогащение словаря по тематическим группам.

Для группировки словаря использовались игровые задания, преду-сматривающие как можно большее называние предметов, вовлеченных в одну и ту же ситуацию (столовая, игровая комната, спальня и др.) Позднее с детьми проводилась работа по называнию частей целого предмета (машины, дома и т.д.), нахождению целого по наименованию частей. Эта работа предшествует более сложной для детей работе по группировке слов, называющих признак (например, цвет), действие, группу предметов (как назвать одним словом куклу, машинку, кубики).

Особое внимание уделялось употреблению слов-действий (глаго-лов), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. С усвоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков расширяется и глагольный словарь. Чем больше ребенок выполняет действий, тем больше он знает слов-действий. Обогащение глагольного словаря проводилось в сле-дующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто как передвигается?»

Опыт работы показал эффективность использования дидактических игр в формировании и обогащении словаря детей с ОНР 3-4 лет. При подборе дидактических игр учитывались психологические и физиологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста. Внимание ребенка четвертого года жизни непроизвольно, и продуктивно он может заниматься только, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, надо заметить, что активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией.

Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут, причем в течение одного занятия целесообразно чередовать различные виды деятельности и использовать разные игры, каждая из которых длится несколько минут.

Литература:

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М., 1972
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985
  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. М., 1966
  4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990
  6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. Л., 1990
  7. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С.-Петербург. 1999
  8. Ляховская Ю.С. Приемы активизации словаря. Дошкольное воспитание. 1968, № 10
  9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1981
  10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982
  11. Цейтлин С.Н. Детские словообразовательные инновации. Л., 1986
  12. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987
  13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988
Просмотров: 350
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Воробьева Маргарита Евгеньевна. Игры — драматизации в коммуникативном развитии младших дошкольников на основе восприятия художественного слова и интеграции
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Опришко Светлана Николаевна. Использование логоритмики в логопедической работе по преодолению у детей общего недоразвития речи
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Кроль Надежда Ивановна. Перспективное планирование 'Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста'
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Поварго Елена Николаевна. «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь