Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит — сотрудничество, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники.
В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя- логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет, нуждающихся в ранней логопедической помощи. Всё это побуждает учителя- логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Для нас интересен вопрос, как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. В самом начале работы мы поставила перед собой следующие задачи по организации взаимодействия с родителями детей младших групп:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.
- Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.
- Разработать и внедрить в практику работы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения детей, не охваченных логопедической помощью.
Основное направление работы повышение педагогической культуры родителей по вопросам речевого развития детей в возрасте 3-4 лет.
Сотрудничество с родителями осуществляются в следующих формах:
- Коллективные: буклеты; родительские собрания; презентации; стенды; консультации.
- Индивидуальные: индивидуальные беседы; библиотека для родителей.
По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых мы используем новые технологии. Поэтому более подробно мы рассмотрим именно их. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя- логопеда с родителями, начиная с 2-летнего возраста. В настоящее время почти у половины детей в той или иной степени наблюдается задержка речевого развития, когда дети 2-х и даже 3-х лет практически ничего не говорят. А многие родители не обращают на это должного внимания, считают "само пройдёт". Есть родители, которые обеспокоены данной ситуацией, но не знают, как помочь ребёнку.
Цель совместной работы учителя- логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с задержкой речевого развития, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным.
На данном этапе работы необходимо познакомить родителей с тем, что должен уметь ребёнок данного возраста. Эта работа проводится на родительском собрании в форме презентации "Речевое развитие ребёнка 3-х летнего возраста". Кроме того, родителям выдаются памятки и буклеты. Всё это также позволяет родителям повысить их грамотность в области, развивающей и коррекционной педагогики, побуждает в них интерес и желание учувствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.
Для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников в групповых помещениях размещается журнал с подборкой консультаций по речевому развитию детей 3-4 лет.
В помощь родителям мы осветили такие темы как:
- Нормы развития речи ребёнка 3 лет.
- Последствия длительного сосания соски и кормления из бутылочки.
- Как научить ребёнка говорить правильно?
- Развитие речевого дыхания у детей.
- Артикуляционная гимнастика с мамой.
- Новогодние советы от логопеда.
- Развиваем пальчики стимулируем речевое развитие.
- Причины речевых нарушений.
- Книги которые стоит прочитать ребёнку 3-4 лет.
- Нормы развития речи ребёнка 4 лет.
Консультации для родителей готовятся, в сжатой форме (на оду страницу печатного текста), для быстрого прочтения. Для более подробного изучения заинтересовавшиеся родители могут здесь же взять буклет. Среди них можно отметить такие, как «Развиваем речь играя», «Логопедические игры для детей 3-4 лет», «Упражнения на развитие правильного речевого дыхания», и др. Памятки так же распространяются на родительских собраниях.
Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.
Литература:
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.
|