Лунева Ольга. Семинар-практикум как одна из форм конструктивного взаимодействия учителя-логопеда с семьей.

Семинар-практикум как одна из форм конструктивного  взаимодействия учителя-логопеда с семьей.Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется поделиться с вами опытом работы с родителями по речевому развитию детей дошкольного возраста.
За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи   отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих речевыми нарушениями. В связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер.  Следовательно, встает вопрос: как в кратчайшие сроки и наиболее эффективно помочь таким детям?     
Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда.
Успех в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.

Скачать презентацию к проекту

Конструктивное взаимодействие логопеда  с родителями выступает качественно новым уровнем профессионального взаимодействия, осознаваемого  как ценность и как совместная педагогическая деятельность по воспитанию детей, в которой все субъекты взаимодействия проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно  показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.
Поэтому учителю-логопеду важно создать такую систему взаимодействия с семьей, при которой  возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, а также коррекции нарушений речи.
Логопед должен  помочь родителям правильно организовать коррекционную  работу, осознать роль семьи  в процессе обучения  ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения.
Работая на логопедической группе, я в своей деятельности придерживаюсь определенной системы в работе с родителями, которая уже сложилась в дошкольных учреждениях  и включает в себя традиционные и нетрадиционные  формы:
•    родительские собрания;
•    консультации;
•    открытые занятия;
•    беседы;
•    опросы, тестирование, анкетирование;
•    информационные выставки;
•    семинары – практикумы и т. д.;
Из опыта работы видно, что наиболее эффективной  и интересной формой  взаимодействия логопеда с родителями является семинар-практикум.
Семинар-практикум – это вид занятия, цель которого состоит в обеспечении возможности практического использования теоретических знаний. Данная форма работы предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом.
Выбирая тему семинара-практикума, я провела  опрос среди родителей своей группы, с целью выяснить, какие задания для детей, которые я предлагаю выполнять дома для них более трудные или незнакомые. Таким образом, я выяснила, что одни родители не знают что такое «мелкая моторика»,  не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для её дальнейшего совершенствования; другие же слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику знают далеко не все. Поэтому я поставила себе цель – повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики у детей с  речевыми нарушениями, и определила  задачи: рассказать, объяснить, научить, т.е. поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, завлечь и даже заинтриговать родителей.
В план семинара-практикума для родителей средней группы я включила не только теоретический материал, но и практические задания.
- Консультацию «Значение  мелкой моторики  для  детей, имеющих нарушения речи »;
-Показ приемов развития мелкой моторики у  детей;
- Обучение родителей практическим приемам развития мелкой моторики;
- Выставка методической литературы и дидактических пособий.
Основные задачи семинара, которые я перед собой поставила это: -  сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений  у детей;
-  показать родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- упражнять родителей в умении самостоятельно изготавливать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Известно, что проведение работы с родителями в любой форме требует большой предварительной работы. Перед проведением данного семинара я провела анкетирование  и индивидуальные беседы с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;
-  подобрала пособия, игры, методическую литературу по теме;
- оформила  наглядные материалы и изготовила пособия, способствующие развитию мелкой моторики;
- разработала практические рекомендации для родителей в виде буклетов.
В начале семинара-практикума  я рассказала родителям о том, что такое мелкая моторика,  каково ее значение в психическом и речевом развитии.
Далее я познакомила родителей с приемами развития мелкой моторики. Используя мультимедийную презентацию, в которую включила фотографии детей,  родителям было показано, как проходят логопедические занятия  детском саду, какой материал используется.
Родители узнали о том,  какую роль играет пальчиковая гимнастика в развитии ребенка и  ознакомились с разновидностями пальчиковых игр.  Известно, что развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  массаж. Мною были показаны некоторые виды самомассажа.
Далее  продемонстрировала различные игры с конструктором, мозаикой, вкладышами, шнуровкой которые использую в своей работе. Я рассказала родителям, что можно применять игры и пособия для развития мелкой моторики  не только купленные в магазине, но изготовить такие игры своими руками в домашних условиях  из подручного материала.
В практической части семинара я предложила родителям самим изготовить пособия для развития мелкой моторики из бросового материала ( «Лесная полянка», «Сухой бассейн», « Разноцветный браслетик»). Родители ознакомились  с алгоритмами выполнения данных пособий. В ходе применения данных пособий я обратила внимание родителей на то, что взрослым легко выполнять упражнения, а у детей возникают трудности в силу недостаточного развития  кистей и пальцев рук.
В ходе семинара была организована выставка методической литературы и дидактических пособий по развитию мелкой моторики, которые я использую в своей работе.
По окончанию семинара-практикума родителям были предложены брошюры  «Приемы развития мелкой моторики». В брошюры  я  включила некоторые виды пальчиковой гимнастики и представила пособия, способствующие развитию мелкой моторики  у  детей, которые можно использовать не только в саду, но и дома.     
Таким образом, во взаимодействии детского сада с семьей важно использовать современные и эффективные формы. Такая форма, как семинар-практикум, дает возможность показать родителям важность и правильность выполнения  игр и  упражнений в увлекательной форме. В ходе данного семинара-практикума родители познакомились с  приемами развития мелкой моторики. Осуществление данной работы помогло  заинтересовать и повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики как одного из направлений в  развитии речи  через использование показанных приемов. По отзывам родителей, они приобрели практический опыт по развитию  мелкой моторики  детей. У родителей возник интерес и стремление к совместной деятельности, они стали чаще стали задавать  вопросы, касающиеся  развития  речи  детей.

Просмотров: 468
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Азаренко Елена Анатольевна. Семинар – практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики рук в процессе лепки».
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Лайшева София Саитовна. Консультация для родителей и воспитателей. «Игры для развития мелкой моторики»
  • Ингачева Анастасия. Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Исмаилова Дамира Жололиддиновна. Семинар-практикум на тему: «Развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста».
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Щелконогова Анна Анатольевна. Развивающие планшеты «Подбери и закрути» для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Добикова Татьяна Ивановна. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь