Цель:
Развивать двигательные навыки, двигательную активность, двигательную память; умение группироваться, удерживать равновесие; глазомер и мышление.
Закреплять навыки построения и перестроения, навык ходьбы по канату боком приставным шагом. Упражнять в пролезание в обруч боком, в метании в горизонтальную и вертикальную цель, в умении прыгать на двух ногах с продвижением вперед.
Воспитывать толерантность, сострадание, желание оказывать помощь.
Оборудование:
Зал украшен в стиле «Африка» - пальмы, африканские животные, река Лимпопо, корабль Бармалея и т.д.
Аудиозапись музыки В. Дашкевича «Приходите в гости к нам» из кинофильма «Там, на неведомых дорожках»
Аудиозапись «Танец маленьких утят»
Книга К. Чуковского «Доктор Айболит» завернутая в красочный сверток.
Письмо от Гиппопотама.
Записка от Бармалея.
Канат (1 шт.)
Обруч на подставке (1 шт.)
Горизонтальная мишень - корзина средней вышины с нарисованной с боку мордочкой обезьяны (3 шт.)
Круги диаметром 30 см (болотные кочки) (7 шт.)
Мешочки с песком (по количеству детей)
Вертикальная мишень – ананасы из цветной бумаги (3 шт.)
Ключ от темницы.
Доктор Айболит – кукла на руку (можно переделать деда из русской народной сказки, надев на него белый халатик, очки из проволоки и белый колпак с красным крестиком)
Штурвал.
Корзинка с яблоками.
Литература:
Журнал «Дошкольное образование» 2/2002
М.Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»
Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки»
Ход НОД:
Вводная часть (5-6 мин)
Под музыку из фильма - сказки «Там, на неведомых дорожках» дети за воспитателем входят в спортивный зал, делают круг в обход по залу, строятся в одну шеренгу.
В центре зала лежит красочный сверток. Воспитатель предлагает детям угадать, что может быть в этом свертке. Дети строят догадки, после чего сверток разворачивается. В нем книга К. Чуковского «Доктор Айболит»
Воспитатель:
Я скажу вам по секрету
Как бывает:
Сказка вдруг в свой мир
Нас приглашает!
Чтобы чудесами удивить,
Позабавить и чему-то научить (открывает книгу)
Книга открывается,
Сказка начинается (читает)
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор ….(Айболит)
Воспитатель подходит к бутафорному дереву, заглядывает за него, смотрит вокруг.
- Ой, а где же добрый доктор? Куда же он пропал?
Берёт со стульчика, где должен сидеть Айболит письмо и читает.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Гиппопотам. Доктор Айболит приехал к нам в Африку, лечить больных зверей. Но злой разбойник Бармалей взял его в плен и закрыл в темнице. Приезжайте скорее, освободите доктора, а то все звери погибнут от болезней! Ваш Гиппопо».
Дети решают идти на помощь Айболиту.
Воспитатель: Мы, конечно же, поможем доброму доктору, но для этого нам нужно попасть в далекую Африку. А для этого у нас есть книга, читая ее, мы пройдем весь путь, который проделал доктор. Ну, что вы готовы?
Дети: ДА!
Воспитатель: Тогда вперед!
Строки из книги
|
Движения разминки
|
Пояснения и примечания
|
И встал Айболит,
Побежал Айболит
|
Бег в колонне по одному
|
Все движения выполняются по периметру зала.
|
По полям
|
Бег с высоким поднятием колен
|
По лесам
|
Бег ноги из стороны в сторону
|
По лугам он бежит
И одно только слово
Твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо»
|
Бег с захлёстыванием пяток
|
А в лицо ему ветер, и снег, и град
«Эй, Айболит, воротися назад!»
|
Ходьба в колонне по одному
|
И упал Айболит, и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу»
|
Останавливаются, ложатся на спину (вдох-выдох)
|
И сейчас же к нему из-за елки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезем!»
|
Бег широкими шагами.
|
И вперед поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
|
Ходьба.
|
Но вот перед ними море -
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она!
|
Стоя лицом в круг, поочередно поднимают руки вверх и опускают вниз.
|
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит.
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперед.
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо»
|
Ходьба на носках, руки на поясе.
|
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти.
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят по самые тучи!
|
Ходьба с выпадом.
|
|
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезем!»
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
|
Медленный бег на носках с взмахом рук (как крыльями)
|
А в Африке, а в Африке
На черной Лимпопо,
Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппопо.
|
Гимнастика для глаз (вращение глаз вверх-вниз, вправо-влево)
|
Сидя «по-турецки»
|
Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?
|
Сделать из ладоней подзорную трубу, смотреть в нее то одним, то другим глазом.
|
И рада и счастлива вся детвора
«Приехали, приехали! Ура! Ура!
Да здравствует милая Африка!»
|
Ходьба, построение в одну шеренгу.
|
|
Основная часть (18-22 мин)
Воспитатель: Ну, вот, друзья, мы и попали в Африку! Именно теперь начнутся приключения и трудности, которые преодолеть могут только смелые и дружные ребята.
А вы, ребята, дружные?
Дети: Да, конечно…
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Предлагаю сделать «Гимнастику дружных». Правильно получится выполнить упражнения только у тех, кто действительно умеет дружить, слушать не только меня, но и друг друга. Самые дружные могут продолжить наш путь дальше.
Дети разбиваются на пары, располагаются свободно по залу, под музыку выполняют общеразвивающие упражнения (каждое выполняется после разъяснения воспитателя).
ОРУ.
№ п/п
|
Упражнение
|
Дозировка
|
1
|
И.п. – стоя взявшись за руки, лицом друг к другу.
1 – наклонить голову вперед
2 – назад
3- - то же
|
6-7 раз
|
2
|
И.п. – узкая стойка спиной друг к другу, взявшись за руки
1 – руки в стороны
2 – руки вверх
3 – в стороны
4 – и.п.
|
7-8 раз
|
3
|
И.п. – стоя ноги на ширине плеч, лицом друг к другу, руки «лодочкой»
1 – наклон в одну сторону
2 – и.п.
3 – наклон в другую сторону
4 – и.п.
|
6-7 раз
|
4
|
И.п. – стоя лицом друг к другу, руки на поясе. Сначала один ребенок прыгает 10 раз, другой выполняет 10 хлопков в ладоши, затем меняются местами.
|
По 2 раза
|
5
|
И.п. – сидя, прижавшись спинами, друг к другу, руки на поясе. Наклоны туловища вперед-назад.
|
6-7 раз
|
6
|
И.п. – лежа, взявшись за руки, голова к голове.
1-2 – поднять прямые ноги вверх.
3-4 – и.п.
|
5-6 раз
|
7
|
И.п. – узкая стойка, взявшись за руки.
Один ребенок приседает, другой стоит, затем наоборот.
|
5-6 раз каждый
|
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы доказали, что дружные, а это значит, что можно двигаться дальше.
Педагог обращает внимание детей на пальму с обезьяной, в лапе у которой карта-маршрут с указанием как найти Айболита (проходя по маршруту, дети выполняют основные виды движений)
ОВД.
№ п/п
|
Задание
|
Примечание
|
1
|
«Перейти через пропасть» - ходьба по канату боком приставным шагом, руки на поясе.
|
Все задания выполняются одной колонной поточно.
|
2
|
«Пробраться через пещеру» - пролезание сгруппировавшись в обруч боком.
|
3
|
«Накормить голодных обезьян яблоками» - метание мяча в горизонтальную цель двумя руками снизу.
|
4
|
«Перейти через болото» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед, руки на поясе.
|
5
|
«Сбить ананас» - метание мешочков с песком одной рукой от плеча в вертикальную цель.
|
Из бумажного ананаса, разбитого мешочками с песком воспитатель достает ключ от клетки с Айболитом, открывает её и освобождает доктора (кукла на руку)
Айболит: Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки! Спасибо, что освободили меня! Но ваша помощь нужна не только мне, но и бедным, больным животным. Поможете мне их вылечить?
Дети: Да, конечно поможем!
Айболит: Давайте покажем им лечащий массаж.
Воспитатель перестраивает детей в круг.
Массаж живота и шеи.
Строки из книги
|
Движения разминки
|
Пояснения и примечания
|
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков
Животики болят.
|
Поглаживают по часовой стрелке живот и бока
|
Средний темп.
|
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам
|
Легкое похлопывание по животу и бокам
|
И всем по порядку
Дает шоколадку
И ставит и ставит им градусники
|
Поглаживают против часовой стрелки живот и бока
|
И тут же страусята
Визжат как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят
|
Наклоны головы вперед-назад, вправо-влево
|
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
|
Поглаживают шею сверху вниз
|
Медленный темп.
|
Воспитатель:
Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
И пошли они смеяться, Лимпопо!
И плясать и баловаться, Лимпопо!
А вы, ребята, помогли Айболиту, а значит, тоже можете веселиться!
Дети, продолжая стоять в кругу, исполняют «Танец маленьких утят». На припевы выполняют физкультурные движения.
1 припев – поскоки по кругу в одну и в другую сторону.
2 припев – прыжки по кругу боковым приставным шагом в одну и в другую сторону.
3 припев – поскоки вокруг себя в одну и другую сторону, руки на поясе.
Заключительная часть (8-10 мин)
Айболит:
Тише, тише, а нетто Бармалей вас услышит.
Он может здесь появиться и закрыть всех в своей темнице.
Но я могу научить вас одной волшебной игре – «Превращение». Играть в нее надо парами. И, если вы будете меня внимательно слушать, а также будете действовать слажено в своей паре, то Бармалей вас ни за что не найдет.
Проводится игра по типу «Море волнуется раз», только играют парами.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все придумали очень хорошие композиции! Но пора нам уже возвращаться домой. Только вот на чем нам туда добраться.
Айболит: Мои друзья могут одолжить вам свой корабль, но поплыть он может только в том случае, если вы отгадаете загадки.
- 1.Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
- 2.Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву (яблоко).
- 3.Как надела сто рубах,
Заскрипела на зубах (капуста)
- 4.Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…(лук).
- 5.Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко (слива).
Айболит: Молодцы, ребятки, отгадали все загадки! А о чем же они были?
Дети: О фруктах и овощах.
Айболит: Вот и я вам кое-что припас (дарит детям корзину с фруктами). Кушайте яблоки, в них много витаминов, они полезны для здоровья. А теперь поспешите домой, а я останусь дальше помогать животным.
Дети покидают зал за направляющим, в руках у направляющего ребенка штурвал.
|