Ершова Светлана Николаевна Инструктор по физической культуре (бассейн) муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида» г. Минусинск Красноярский край
Плавание наиболее гармоничная физическая нагрузка. Не перегружая организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем. Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья дошкольников. Специфика дошкольного возраста создаёт неограниченные условия для закладки возможно большего потенциала моторики. Поэтому наиболее оптимальным видом физической активности является плавание.
Тело человека обладает плавучестью, поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым, что имеет практическое значение – освобождается от нагрузки опорный аппарат, включая позвоночник и связки.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья нашей страны около 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, в частности 30 – 40 % отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата. Наше дошкольное учреждение посещает большое количество детей имеющих нарушения осанки, для таких детей просто необходимо проводить занятия лечебным плаванием.
Совместное обсуждение результатов первичной диагностики с инструктором ЛФК, инструктором по физической культуре и педагогами групп, позволило мне выстроить систему работы по коррекции развития опорно- двигательного аппарата.
Цель: Обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; создание основы для всестороннего физического развития.
Задачи: 1. Формировать навык плавания, исходя из индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Воспитание волевых качеств. 2. Коррекция равномерного развития мышечной системы, улучшении координации движений. 3. Увеличение подвижности грудной клетки через упражнения на постановку правильного дыхания.
Свою работу я осуществляю в следующих направлениях:
Первое — включает серию комплексов упражнений для детей с нарушением осанки для постановки правильного дыхания. В отличие от обычного двухфазного дыхания, в воде осуществляется трёхфазное дыхание: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох затрудняется давлением воды на грудную клетку. Трудность — что он выполняется в воду. Всё это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Для этого на занятиях я применяю следующие приёмы. Раздельное дыхания: вдох – носом, выдох – ртом; вдох – ртом, выдох – носом; вдох – ртом, выдох – ртом; вдох – носом, выдох – носом; вдох – ртом, выдох – ртом и носом. Даю детям четкие указания глубокий короткий вдох и полный продолжительный выдох. Задержка дыхания: на раз – глубокий вдох; на 2-7 задержать дыхание; на 8 – полный выдох. И.п. — лёжа на спине, стоя, сидя. Дыхание «животом» — надуть живот; дыхание грудное — которое осуществляется за счёт движения рёбер и расширения грудной клетки.
Второе — включает упражнения на развитие моторики, координации движений. Это успешно решалось при обучении детей плаванию кролем на груди и спине, при котором попеременное движение рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника и на укрепление плечевого пояса мышц спины, а мышцы ног расслабляются и напрягаются ритмично. Такие упражнения, как: «Стрелочка», «Торпеда», «Поплавок», «Водяная мельница», «Гидросамолёты». Упражнения на развитие координации движений я давала с постепенным усложнением заданий. Сначала использовала упражнения отдельно для тренировки рук, ног и на дыхание. Затем, работа рук и ног вместе и уже в конце давала задания и упражнения на плавание с полной координацией движений и с вдохом над водой, выдохом в воду.
Третье — включает в себя работу над воспитанием волевых качеств ребёнка. Обучение каждому новому плавательному движению требует от ребёнка определённой готовности, поэтому на своих занятиях я использую игровые ситуации, игровые моменты и нередко занятия проходят в игровой форме. В игре дети получают возможность оценить свои действия и поведение, а также оценить партнёров. Выполняя задания в игровой форме, ребёнок нередко преодолевает страх перед водой.
По итогам осмотра врача – ортопеда 42% детей идут в школу без ортопедической патологии. У детей с нарушением осанки улучшилась координация движений, появилась уверенность при выполнении плавательных и физических упражнений, что привело к успешному овладению техникой дыхания при плавании кролем на груди. Практика показала, что дети с нарушением опорно – двигательного аппарата справляются с материалом программы по плаванию, разработанной для здоровых детей, и могут выполнять полный набор упражнений на суше и в воде. Это можно отследить по результатам диагностики ежегодно проводимой в подготовительных группах нашего ДОУ: 73% выпускников имеют высокий уровень результатов по плаванию, т.е. дети хорошо держатся на воде и владеют такими способами плавания, как кроль на груди и спине, брасс.
Список используемой литературы:
- Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. — Санкт — Петербург: Детство –Пресс, 2005.
- Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. — М: Айрис Пресс, 2003.
- Соколова Н.Г. Плавание и здоровье малыша. — Ростов-на –Дону: Феникс, 2007.
|