Авторы:
- Скворцова Надежда Никоноровна- воспитатель высшей категории
- Козлова Марина Викторовна — воспитатель по физкультуре
- Зубкова Наталья Алексеевна- учитель-дефектолог
город Москва Здание по адресу улица Братеевская дом10 корпус2
Цель: Закрепить знание детей о выращивание хлеба в старину. Прививать любовь к русским традициям. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
- Углублять знания детей о хлебе.
- Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.
- Развивать воображение.
- Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях, развивать умение действовать в команде.
Оформление зала: На стене рисунок с изображением каравая. В зале колоски, снопы пшеницы.
Элементы костюмов:
Мельник – колпак, белые брюки и курточка, корзина с хлебобулочными изделиями.
Под песню «Хлеб – всему голова!» в зал входят дети. В руках у детей желтые ленточки и искусственные васильки.
Ход развлечения
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник, без гостей и праздник не праздник. Ох, и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. А сегодня у нас необычный осенний праздник. День рождение хлеба.
Хлеб в России пекли с куполами, Чтоб хватило, как неба, на всех За широкими в доме столами Крошку бросить считали за грех.
(А. Коршун)
И по старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Руси — это, конечно же, каравай.
Звучит мелодия русской народной песни «Русское поле».
В зал выходят трое детей с хлебом-солью. Рассказывают стихотворение.
Ребенок:
Вот он, хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел!
Ребенок:
В нем здоровье, наша сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!
Ребенок:
В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем!
(Н. Семенова)
Каравай ставят на стол. Ведущий: (загадка про мельника) Встанет он, когда вы спите, И муку просеет в сите,
Докрасна натопит печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекарь)
Сегодня к нам в гости посмотрите, кто пришел............???
Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки.
Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?
Дети: Выпекает хлеб!
Пекарь: Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба. Но сначала нужно провести разминку.
Танец- игра «Пирожок»
Чтоб испечь нам пирожок, Месим, месим, отдохнем… Нужно взять муки мешок, И опять месить начнем. Сахар, соль и молоко… Чтобы тесто поднялось, Ох, работать нелегко! Целый час нам ждать пришлось
Для начинки в пирожок Мы положим творожок А в другой – капусту. Получилось вкусно!
Пекарь: Ай, да молодцы! А теперь предлагаю все на деле испробовать.
ЭСТАФЕТЫ
1. «Посей пшеницу».
Перед каждой командой разложить по 5 обручей, 5 зерен, 5 колпачков, 5 колосьев. Дети и родители по очереди берут сначала обручи, затем
- сеют (относят в обруч желтый маленький мячик)
- засыпают (накрывают колпачком)
- колосья вставляют в колпачки (созрела пшеница)
Пекарь: Молодцы! А вы знаете пословицы о хлебе? (Да!) А это мы сейчас проверим. Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.
Пословицы о хлебе:
Хлеб — всему голова. Много снега — много хлеба. Нет хлеба, нет и обеда. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
2. «Перевези зерно»
Давайте с вами представим, что мы попали на поле, а на нем растет пшеница, а мы с вами комбайнеры и нам надо убрать пшеницу, и увезти ее на грузовиках на элеватор. На поле в большом обруче лежат зерна пшеницы – желтые шарики по числу участников. Участники подбегают, берут зернышки, кладут их в машину и увозят на элеватор.
Пекарь: Ребята, а куда потом везут зерно? (на мельницу) А что на мельнице из зерна делают? (Муку)
Правильно, из зерна делают муку. А из муки вымешивают тесто для хлеба.
А кроме хлеба из теста готовят много разных хлебобулочных изделий, а какие это изделия вы постарайтесь мне назвать, отгадав загадки.
Загадки:
Он бывает с толокном, рисом, мясом и яйцом.
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо,
А потом зовут ребят, съесть кусочек каждый рад. (Пирог)
Если буханку ножом измельчить, Эти кусочки в печи подсушить, Смело с собою в поход их бери, Ведь получаешь всегда… (Сухари.)
Тесто заварено прямо на печке. Белый пшеничный хлебец, как колечко. Ешь ты и вечером, и спозаранку Сладкую, сытную чудо-… (Баранку.)
Это печенье в глазури обычно, В виде лепешки, фигурки привычной. Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник, Если к столу принесет кто-то… (Пряник.)
Белый хлебец, на баранку похожий, Толстый, весь в маке и стоит дороже. В чашечку кинь рафинада ты кубик, Ешь не спеша с чаем толстенький… (Бублик.)
Сдобная булочка и завитая, Формой восьмерочку напоминает. Пышут румянцем верхушка, бочок — Это же русский витой… (Кренделек.)
Белый хлеб продолговатый И воздушный, словно вата. Сверху в рубчиках весь он. Это — нарезной… (Батон.)
С открытою начинкою лепешка, Посередине — творога немножко. Всех пирожков известная подружка Питательная, вкусная… (Ватрушка.)
От формочки бочок весь в рубчик, Но с ним невкусным будет супчик. «Гав, гав!» — попросит песик Рекс С изюмом выпеченный… (Кекс.)
Без выходных из года в год Работает хлебозавод. Ванилью пахнет улочка, Когда печется… (Булочка.)
Аппетитный и румяный, Тесто сдобрено сметаной. Ешь его, пока горяч, Пышный бабушкин… (Калач.)
3. «Хлебный магазин»
Материал: 2 корзинки для покупок (тележки), два стола, хлебные изделия по количеству участников, кассовый аппарат, жетоны – монетки, 2 фартука (для родителей)
Участники по очереди меняют свои жетоны — монетки на хлебные изделия в хлебном магазине.
Участник с корзинкой добегает до магазина, оставляет монетку-жетон, кладет хлебное изделие в корзинку (тележку), возвращается к команде и передает корзинку (тележку) следующему участнику.
Пекарь: Молодцы, справились со всеми заданиями. А теперь давайте повторим, как зернышко превращается в хлебушек.
Физкультминутка «В землю зёрнышко сажаем»
В землю зернышко сажаем, (сидя на корточках, делаем лунку и сажаем зерно)
И из лейки поливаем. (потряхиваем кистями рук)
И росточек подрастает (медленно встают)
К свету тянется росток (поднимают руки над головой)
Вот и вырос колосок. (повороты вокруг себя, руки на поясе.)
Тут комбайн приезжает (моторчик)
Да все зерна собирает, (сжимают и разжимают кулачки)
И в машину их сгружает. (с ладошки на ладошку)
Зерно на мельницу везут, (круговые движения руками — мельница)
Его в муку здесь перетрут. (трут ладошки)
Из муки замесим тесто, (руки перед собой — сжать разжать кулачки)
Тесто мы поставим в печь. (ладошки вверх, руки перед собой прямые)
Из печи, когда достанем (сжать кулачки, руки к себе на уровне груди)
Хлеб румяный получаем. (показать большой палец).
Ведущий: Ну вот, праздник хлеба подошел к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин, и к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны.
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Людям – хлеб, детям – мир Пусть начнётся дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора Хлебу дружное УРА! Пекарь: Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
Пекарь: Спасибо вам ребятки! Порадовали вы меня славным урожаем, и я вас порадую. Принимайте мои угощения. Пекарь вручает детям корзинку с выпечкой.
Ведущий: Давайте простимся с Пекарем. Скажем ему большое спасибо за угощения и все вместе пойдем пить чай с пирогами.
|