Комарова Ирина Игоревна воспитатель 1 категории
Будучи воспитателем в группах раннего возраста и наблюдая за развитием речи малышей, я заметила, что темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи. Такие дети в 2.5 – 3 года говорят отдельные слова, не формируя их в словосочетания и предложения.
Скачать конспект
Развитие речи у детей, а в частности лексического запаса – одна из главных задач, которую следует реализовывать в детском саду для всестороннего развития личности ребенка.
Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого:
Накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. В пассивный словарь входят слова, которые дети понимают, но не говорят, а в активный – слова, которые дети произносят.
Для эффективности таких игр – занятий заведите альбом, куда вклеивайте вместе со своим малышом картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Такие картинки помогут ребенку накапливать пассивный словарь и использовать его в речи.
Когда взрослый говорит с ребенком о животных, не следует забывать об их детенышах. Показывайте детям больше картинок с взрослыми животными и их детенышами.
У собаки – щенок. У зайца – зайчонок.
У кошки — котенок. У лисы – лисенок.
Старайтесь, показывая картинки детям, употреблять эти слова и во множественном числе:
Щенок – щенята Зайчонок – зайчата
Котенок – котята Лисенок – лисята
Также учите детей употреблять слова в настоящем и прошедшем времени
Зайка прыгает – зайка прыгал.
Если у ребенка имеется в его словаре около 5 слов в нескольких группах, его учат объединять их в предложения. Сначала используют самые простые предложения без предлогов, например, показывая ребенку картинку со спящей куклой, взрослый говорит ребенку: «Кукла (ляля) спит». Затем используют предложно-падежные конструкции (предлоги), сначала самые простые (в, на, под), затем более сложные. Например «птичка сидит на ветке» ( «птичка на ветке»).
Учите своего малыша отвечать на самые простые вопросы» Кто, что?», «Что делает?», показывая сюжетную простую картинку.
При составлении предложений используйте всевозможные картинки и наглядные пособия.
Когда зрительное восприятие сочетается со слуховым это всегда дает положительный результат, т.е. зрение и слух должно опираться на движение. Для детей раннего возраста – это, прежде всего, наглядность. Для этого используют стихотворные тексты с движение
Стихи с движениями подарят вам радостные мгновения общения с вашим ребенком. Малыш с удовольствием будет выкрикивать коротенькие слова и жестами изображать то, о чем говорится в стихотворении. Веселые игры со стихами способствуют развитию речи и моторики (двигательных возможностей) ребенка.
Вот самое простое, способное вызвать улыбку у ребенка.
Солнышко.
Мы проснулись, мы проснулись, (руки тянуться вверх) Ручки к солнцу потянулись Здравствуй, солнышко, вставай, (руки немного развести в стороны, Наших деток согревай! ладошками вверх)
Вот так, вот так Наших деток согревай. (хлопать в ладоши) Утром Машенька (имя ребенка) встает, Глазки открывает.
Новый день, новый день,
С улыбкою встречает Вот какие стихи с движениями я могу предложить, когда ребенок познакомиться со сказкой «Колобок»:
Колобок (стихи с движениями)
Жили были дед и баба Полуприсед с выносом пятки вперед На полянке у реки И любили очень очень Поглаживание животика На сметане колобки
Баба тесто замесила, Движение имитирующие замешивание теста Колобка она слепила, лепку колобка. В печь его поставила, Наклон вперед, руки развести в стороны. Там его оставила.
Вышел он румян, пригож «Пружинки» с поворотом, руки на поясе, И на солнышко похож. Руки вверх и через стороны вниз. Он хотел остыть немножко Движения руками вправо-влево (внизу) И улегся на окошко Наклон вперед, руки «полочкой», голова
Лежит на руках. Не хотел он там лежать, Наклоны головы вправо, влево Захотел он убежать. Бег на месте Огород он пересек
И пустился наутек. Бег под музыку.
Знакомить детей с лесными жителями и другими представителями живого мира, целесообразнее вот в такой стихотворной форме. Так малыши лучше будут усваивать информацию.
О петушке.
Рано утром петушок встает, Звонко песенку поет. Ку-ка, ку-ка, ку-ка- реку, Солнышко проснулось,
Всем вставать пора.
О медведе.
Спит медведь в своей берлоге, Миша, мишенька, медведь Видит сладкие он сны. По лесу он бродит, А когда весна придет, Ягодку – малинку ищет. Будет по лесу гулять, землянику собирать.
Очень любит наш мишутка Мишка по лесу идет, По лесу ходить. Мед пчелиный с собою несет. Мед пчелиный собирать. Маленьким медвежатам Славненьким ребятам.
О зайце.
Зайка, заинька, зайчишка, По дорожке он бежал, прыг- скок А потом под кустом от лисы он спрятался. Раз, и не видно зайца.
О лягушке.
Возле речки на опушке Квакают лягушки: «Ква-ква-ква, да ква-ква-ква», Как водичка холодна!
О лисе
Лисонька-лиса в норе жила, Своих лисят воспитывала. Чтобы малые лисята далеко не убегали, И маму слушались.
Нужно отметить, что дети должны знать, что:
Собака лает Корова мычит Кошка мяукает Курочка кудахчет Лягушка квакает Ворона каркает Воробей чирикает.
А петушок кукарекает.
Чтобы дети правильно произносили фразу, они должен научиться правильному речевому дыханию. Любой звук мы произносим на выдохе. Ребенок иногда не умеет делать плавный речевой выдох, и мы должны ему в этом помочь. Для этого используются определенные упражнения.
Вот одно из них.
Листопад.
Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясните детям, что осенью с деревьев осыпаются листья. Это – листопад. Предложите устроить листопад прямо в игровой комнате. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Можно закрепить листочки на ниточку.
Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Так, малыши быстро научаться еще и различать листья деревьев.
Осенью сдувайте осенние листочки, зимой снежинки, (их можно сделать из ваты – рыхлые комочки и сдувать с ладошки), весной пусть у вас полетят бабочки, вырезанные из цветной тонкой бумаги.
Это действие можно сопровождать следующей приговоркой:
Бабочка голубушка, Полети на облачко, Там твои детки - На дубовой ветке.
Можно вырезать из картона веточку дерева или цветочек и посадить на нее бабочку, вырезанную по контуру. В следующий раз, попросите ребенка посадить бабочку на веточку или цветочек самому.
Кораблик
Взрослый и ребенок делают из бумаги кораблик. Кораблик пускают в таз в водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, взрослый вместе с ребенком говорят:
Самуил Маршак
Кораблик
Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой, Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой. А.С. Пушкин
Ветер, ветер, ты могуч. Ты гоняешь стаи туч. И кораблик наш гони До Волги- матушки реки.
В статье был использован материал из книги «Логопедия» Е.Н. Краузе.
|