Панчак Елена Михайловна. Образовательная программа Дополнительного образования 'Речевой калейдоскоп'

Образовательная программа Дополнительного образования Речевой калейдоскопОбразовательная программа Дополнительного образования "Речевой калейдоскоп"

(возраст 3-7 лет)

Государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 61 Калининского административного района Санкт-Петербурга Автор: Панчак Е.М.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как: память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

 

Скачать статью

Тема работы актуальна, так как её реализация обеспечивает своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Методика проведения занятий по данной программе строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.

Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.

Таким образом, задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:

  • развивать слухоречевое внимание;
  • вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
  • вырабатывать правильное речевое дыхание;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • формировать понятия о грамматических категориях языка;
  • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
  • стимулировать речевую активность детей;
  • развивать речевое общение.

Участники программы: дети 3-4 лет (младшая группа)

Срок обучения: 1 год

Занятия по программе “Речевой калейдоскоп” проводятся два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам.

Время занятий: в младшей группе 15 минут;

Всего: 64 занятия в год; 18 часов

Ожидаемые результаты:

  • Развитие способности правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;
  • Формирование у детей умения менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;
  • Развитие способности различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование;
  • Развитие связной речи, ее выразительности
  • Обогащение словаря
  • Развитие произвольной памяти

Способы проверки:

  • педагогические наблюдения
  • итоговые занятия два раза в год
  • проведение открытых мероприятий с участием родителей.

Формы подведения итогов:

  • игры-развлечения
  • праздники
  • досуги
  • участие в конкурсах

Учебно-тематический план

Список литературы

  1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
  3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
  4. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей. От 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: Паритет, 2005. -288 с.
  5. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников-- М.: АСТ, 2008. — 60 с.
  6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. — (Коррекционная педагогика)
  7. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: Издательство “Детство Пресс” 2010.
  8. Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры и задания.
  9. Венгер Л.А., Дьяченко М. О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
  10. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. –– М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
  11. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. –М, 1991.
  12. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО”Росмэн-пресс”, 2011.
  13. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
  14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  15. Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи //Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В.В. Петухов, Редакторы-составители Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. – М., 1998.
  16. Гершун В.И. Беседы о домашних животных. М.: Колос, 1992.
  17. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю.. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Творческий центр. — М.: “Сфера”, 2009
  18. Ершова Н.В., Аскерова И.В., Чистова О.А Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. СПб.: Издательство “Детство Пресс” 2011.
  19. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.
  20. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. – М.: ООО “Баласс”, 2007.
  21. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: ИД “МиМ”, 1998.
  22. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1998.
  23. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. — М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.
  24. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей.
  25. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. -- СПб.: ЛИТЕРА, 2005 (Готовимся к школе)
  26. Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
  27. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 1989.
  28. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с
  29. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000
  30. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов.
  31. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6–7 лет.
  32. Нарушение речи и голоса у детей. Под ред. С.С. Ляпидевского, Н.Н. Шаховской. – М.: Прсвещение, 1975.
  33. Перегудова Т.С, Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [С], [З], [Ц]. -- СПб.: КАРО, 2007. — 144 с. — (Популярная логопедия)
  34. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ]: логопедам-практикам и заботливым родителям. -- СПб.: Каро, 2006. — 95 с., [4] л. ил.: ил. — (Популярная логопедия)
  35. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М. 2004.
  36. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. — Минск: Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
  37. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, 1997.
  38. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Издательство “Гном и Д” в 4 альбомах.
  39. Харченко Е.П., Клименко М.Н. Ранние этапы развития и нарушения языка // Дошкольная педагогика, 2007 — № 2
  40. Шорыгина Т.А. Загадки, потешки, считалки. М., 2003.
  41. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры// Психологическая наука и образование. – 1996 – №3.
Просмотров: 621
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Толстолутская Елена Анатольевна. Сборник игр и творческих заданий для развития выразительности речи для детей от 3 до 5 лет.
  • Миронова Светлана Юрьевна. Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет 'УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО'
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Белас Ксения. Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь