Попретинская Светлана Евгеньевна. Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи

Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида Невского района Санкт- Петербурга логопед С.Е. Попретинская

В статье рассматриваются оптимальные формы взаимодействия всех участников педагогического процесса по коррекционной работе в группе для детей с нарушениями речи.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится мало времени – ранний и дошкольный возраст.

 

Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отражается на его деятельности и поведении. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми.

Для успешного решения задач по корррекционной-педагогической работе и обучению детей необходимы следующие условия:

  • Взаимодействии команды единомышленников: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников, родителей и детей;
  • Организации коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
  • Разработки интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией процесса и правильным распределением нагрузки. Ведущая роль принадлежит логопеду, который координирует взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса. Работа каждого специалиста спланирована на учебный год, согласно тематическому плану. Содержание индивидуальных и групповых и фронтальных занятий направлена на освоение единой темы в различных видах деятельности. Такая организация работы позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка, а так же глубже освоить изучаемый материал.

Основной вид деятельности учителя-логопеда – индивидуальная работа с детьми по постановке звуков, которая проводится в кабинете логопеда. Для создания заинтересованности у детей в кабинете поселились сказочные персонажи – Принцесса Красного Замка, Принцесса Зелёного Замка, Принцесса Синего Замка. Наличие таких персонажей помогают детям преодолеть застенчивость и неуверенность в себе, а так же в игровой форме усвоить материал. Эти же персонажи появляются и в группе во время логопедических занятий, что тоже настраивает детей на более легкое усвоение получаемых знаний. Для оптимизации учебного процесса логопед использует различные методики. Одна из таких методик, используемая на занятиях по обучению грамоте – «Алфавит телодвижений», разработанный С.И. Веневцевым. Он состоит из 33-х двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают ту или иную букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся. Новым и интересным направлением для развития пальцевой моторики является биоэнергопластика. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Такое совместное движение руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику. Еще один аргумент в пользу биоэнергопластики – положительные структурные изменения в организме, в результате которой улучшаются внимание, память и речь.

Важным этапом работы с речевыми нарушениями дошкольников является постановка правильного дыхания, так как именно правильное дыхание и четкая артикуляция – основа развития правильной речи. Для постановки правильного дыхания мы используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Над формирование правильного дыхания работает не только учитель — логопед и воспитатели, а так же музыкальный руководитель инструктор по физкультуре. Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи.

Одной из форм своеобразной активной терапии, используемых в комплексе методик является логоритмика, проводимая музыкальным руководителем. Логоритмические занятии, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, способствуют преодоление речевого нарушения путем развития, восприятия и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптации к условиям внешней среды. На этих занятиях мы совместно с музыкальным руководителем работаем над развитием силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, совершенствованию мелкой и общей моторики, выразительности мимики, пластики движений. Использование методики логоритмических упражнений Е.А. Алябьевой, основанной на рассказывании стихов без музыкального сопровождения, способствует нормализации темпа речи, развитию словаря, автоматизации звукопроизношения.

Инструктор по физической культуре на физкультурных занятиях развивает общую моторику, координацию, отрабатывает и закрепляет пространственную лексику в построениях, перестроениях, продолжает работу над правильным дыханием.

Без сомнения, работа каждого специалиста в формировании правильной речи у детей очень важна, но все же главным помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений является воспитатель. Роль воспитателя речевой группы заключается в том, чтобы закреплять приобретенные знания, отрабатывать умения до автоматизма навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии. Поэтому одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия – искренняя заинтересованность педагога в его желании помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему помощь и поддержку в случаях затруднения. Очень важно использовать в коррекционном процессе все режимные моменты: прогулки, подготовку к завтраку, занятиям, игры, так как только такая целостная работа даст свои результаты. Все занятия – ознакомление с окружающим, развитие речи, математику, конструирование, аппликацию, лепку, игру – мы проводим в соответствии с лексическими темами. Таким образом, обеспечивается многократность повторения. Основной формой работы с детьми являются занятия, которые направлены на расширение объема активного словаря, формирование устойчивых грамматических навыков, развитие связной речи. Связная речь является сложной формой речевой деятельности. У детей компенсирующей группы формирование связной речи усложняется многократно. Поэтому использование условных заместителей, схем, рисунков, плана высказываний способствуют развитию пространственного мышления, воображения, умению сравнивать, обобщать, классифицировать, совершенствовать память, наблюдательность, и в итоге – развивать речь. Любое занятие может включать в себя элементы наглядного моделирования – заучивание стихотворения, математика, изодеятельность и т.д. Наиболее глубокому познанию окружающего мира способствует пеший туризм в тундру и экскурсии по городу, целевые экскурсии на почту, в продуктовый магазин, магазин цветов, элементарные опыты, во время которых дети выявляют в объекте скрытые связи, закономерности, рассуждают, сопоставляют факты и отражают свои впечатления в рисунках, поделках, в играх. Проводимые работниками городской Талнахской библиотекой интегрированные занятия с использованием большого количества иллюстраций и видеосюжетов позволяют детям расширить представления о животных, природе Таймыра, космосе и т. д. Тематику таких занятий обговариваем заранее и стараемся, чтобы занятия, проводимые в детском саду и библиотеке дополняли друг друга, расширяя тем самым детский кругозор. С большим интересом дети участвуют и в интегрированных занятиях, регулярно проводимых сотрудниками Норильской картинной галереей и Большого Арктического заповедника. Такие занятия развивают познавательную активность, а вопросы и задания требуют активизации имеющегося речевого опыта и применение этого опыта как в реальной жизни, так и в нестандартной ситуации.

Правильно организованная предметно-развивающая среда стимулирует речевую и творческую активность детей. В группе оборудованы речевые зоны, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстративный материал, сюжетные картинки для работы с фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, поэтому одним из направлений коррекционно-педагогической работы мы выбрали театральную деятельность, которая способствует развитию эмоциональной сферы детей, активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. Участвуя в театральной студии «Золотой ключик», дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, звуки музыки. Сказки и речевой материал мы подбираем таким образом, чтобы закрепить звук, проблемные для ребенка. Примером могут служить сказки «Кто сказал мяу?», «Упрямый котенок», сценка «Спор овощей». Таким образом, ребенок может передать свои чувства, эмоции, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Непрерывность в системе работы по развитию речи детей не может проходить без активного участия родителей. Работа с родителями в нашей группе осуществляется под девизом «Родитель не гость, а полноправный участник педагогического процесса». Совместно с родителями создана «Копилка полезных слов». Родители вместе с детьми находят информацию и иллюстрации трудных для понимания ребенка слов по какой-либо лексической теме. Такие как: кузовок, капель, ледоход и т.д., ребенок приносит карточку в группы и объясняет другим детям значение нового слова. Создание «Народного календаря» по временам года, в который входят стихи, пословицы, поговорки, приметы, позволяет нам использовать ежедневно во время прогулок новый материал и обогащать знания, а так же речь детей. В процесс оформления календаря включились не только мамы и папы, а дедушки, бабушки, братья и сестры детей. С помощью информационного стенда и ежемесячной рубрики «Калейдоскоп месяца» родители в курсе всех событий и мероприятий, проходивших в детском саду и группе. В альбоме «Наша жизнь день за днем» получают информацию о тех знаниях, которые дети получают на занятиях в течение недели. Создание стенда «По тропинкам Речецветика» позволяет родителям познакомиться с пальчиковой, дыхательной гимнастикой, играми, получить советы логопеда по новой лексической теме. Мы живем в век информационных технологий, поэтому многим родителям не составляет труда найти и оформить для нашего стенда новую гимнастику и игру. Вся работа, проводимая в тесном контакте с семьей, способствует повышению компетентности родителей.

Таким образом, добиться хороших результатов в системе коррекционно – педагогической работы можно только при условии правильной организации и оптимизации процесса. Мы хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, добились в жизни успеха, сделали блестящую карьеру, преуспели в бизнесе, словом, состоялись, как личности, чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. А для этого надо научить наших детей говорить и говорить правильно.

Просмотров: 545
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Исаева Ольга Сергеевна. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Балина Наталья Евгеньевна. Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Рязанцева Юлия Евгеньевна. Статья «Маршрут коррекции речевого развития и мониторинг динамики коррекционно-логопедических занятий в группе НПОЗ»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь