Куманова Нина Александровна. Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой.

Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой.

Куманова Нина Александровна – магистрант, «Дошкольное образование» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга.

Аннотация: В данной статье рассказывается роль игровой деятельности в речевого развитии детей дошкольного возраста. Умение овладевать импрессивной речью через игру. Обучать детей через игру правильно владеть экспрессивной речью.

Ключевые слова: игра, речь, речевое развитие.

«Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры».

Е.И Тихеева

 

Известно игровая деятельность детей дошкольного возраста, выступает в качестве главного средства речевого развития. Это показано и отражено в нормативных документах. Федеральный государственный стандарт — является один из главных документов образовательной системы, определяющий основные нормы и правила, в данном документе выделено образовательная область «Речевое развитие» [9, с. 5].

Елизавета Ивановна Тихеева считала, что язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связаны с трудовыми процессами детей, с деятельностью человека. Значительный и огромный опыт накапливается ребенком в игре [7, с. 33].

Речевому развитию особое внимание уделяла Е.И Тихеева. Она считала, что из игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. [8, с. 77].

Елизавета Ивановна предлагала, что участие педагога в свободных играх детей не может ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Педагог должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу игр, влиять на обогащение их языка. Руководясь наблюдениями детей при ознакомлении с окружающей средой, педагог должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон [7, с.45].

Е. И Тихеева предполагала- нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла-человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь- игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства. Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует сотрудничество языка [7, с.78].

В детском саду должна быть дидактически оборудованная кукла (Дидактически оборудованной куклой Е. И. Тихеева называла куклу, приспособленную в целях обучения детей, например, знакомству их с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д. Разумеется, все это оборудование должно быть продумано и должно отвечать требованиям жизни. Такая кукла используется для занятий). Эта же кукла может быть использована наравне с другими пособиями в интересах сенсорного и неразрывно с ним связанного лингвистического воспитания. Такая кукла не поступает в бесконтрольное, свободное пользование детей. Она сама и относящиеся к ее оборудованию предметы, сосредоточенные в уголке куклы, фигурируют главным образом в организованных играх и занятиях и предоставляются во временное свободное пользование детей только при условии неотступного наблюдения за ними [7, с. 89].

К оборудованию такой куклы относим меблировку, платье, белье и обувь, постель, посуду, орудия труда. Занятия с этим материалом ведутся наподобие игр с мелкими игрушками: тот или другой предмет или подбор предметов извлекается из уголка куклы и включается в игру. Детям должно быть привито понимание, что уголок куклы не место свалки игрушек, а комната, квартира куклы, в которой неизменно должен поддерживаться установленный порядок. Сколько бесед ведется на эту тему, а ведь каждая беседа — арена для упражнения языка. [7, с. 67].

В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр прежде всего в интересах развития языка детей.

Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.

Е.И Тихеева придавала особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие ( «Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, педагог четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.

В отношении к труду как фактору развития речи детей добавлять почти ничего не приходится. В раннем детстве отделить труд от игры можно только в абстракции. Оба процесса в большинстве случаев сливаются в одно нераздельное целое в тех видах деятельности детей, которые мы называем труд-игра или игра-труд [7, с.22].

Особенно часто трудовые процессы представлены в тех же играх с куклой: по-настоящему выстирать белье куклы, сшить платье, приготовить еду, сделать полочку для комнаты куклы и т. п. Это возможно только в том случае, если детям предоставляются подлинные материалы и орудия труда, без чего подлинный трудовой процесс проведен быть не может.

Но в жизни дошкольников может и должен быть представлен и самодовлеющий труд, от игры отмежеванный. Для него можно найти место, конечно, в минимальных дозах, в режиме дня самых маленьких детей, начиная с младшей группы детского сада [8, с.33].

Все виды труда выдвигают широчайшие возможности для обогащения речи детей. В трудовом общении с детьми им должна быть дана номенклатура разнообразных материалов, орудий труда и их частей, многочисленных трудовых действий и приемов.

Для примера приведем ряд глаголов, обозначающих разновидности и тонкости одного и того же трудового процесса — шитья: шить, зашить, вышить, нашит, вшить, подшить, перешить, сшить, подрубить, прометать. Каждое из этих слов имеет свое специфическое значение, связанное с определенным приемом шитья.

Таким образом, мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться его сокровищами, как часто это требование нарушается, и даже не по незнанию языка, а просто по неряшливости речи. Мы говорим: приколотить гвоздь вместо вколотить, разрезать бумагу вместо нарезать, написать вместо переписать, посадить вместо посеять и т. п. Мы забываем, что точность языка способствует точности восприятия и отчетливости мышления. Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд. [4, с. 24].

Таким образом, если взять за исходные точки для развития языка детей, с одной стороны, явления, над которыми дети производят пассивные наблюдения, а с другой — трудовые процессы, в которых они сами участвуют, то путь, открывающийся во втором случае, несомненно, приведет к более ценным достижениям. Представления, получаемые не исключительно чувственным, но и действенным путем, всегда более глубоки и отчетливы. Дело руководителя — своевременно связывать такие представления со словом, а в итоге, когда трудовой процесс закончен, потребовать от ребенка словесного отчета в том, что им было сделано. И как много интересного дают такие отчеты в смысле уяснения как речевой способности ребенка, так и степени активности и сознательности, которые были ребенком проявлены. При этом одно обыкновенно обусловливает другое. Вот характерные примеры, говорящие сами за себя.

Взгляды Е.И Тихеевой не утрачивают своей актуальности и сейчас, широко используются ее методики по развитию речи в дошкольном учреждении. Методики Е.И Тихеевой по развитию речи являются доступными для детей дошкольного возраста, и усваиваются от более простого к сложному [8, с.56].

Использованная литература:

  1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Гурович Л.М. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Центр педагогического образования, 2014-204с.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. -СПб. Питер, 2014-344с.
  3. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2015. – 412 с.
  4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014. – 240 с.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 2012. С. 20-21.
  6. Логинова В.И. Теоретические основы словарной работы в трудах Е.И. Тихеевой //Л., 2012. -134с. (Правовая библиотека образования).
  7. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Изд. 3-е. М., 2011. — 243с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. -М.: ТЦ Сфера, 2017. -96с.
Просмотров: 660
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Пенкина Ирина Леонидовна. Презентация по теме: 'Познавательно-игровая деятельность как средство формирования способности к восприятию иностранного языка у детей дошкольного возраста'
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Радионова Людмила Ивановна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь