- Химич Наталья Петровна
- Балабенко Марина Леонидовна
Воспитатель МБДОУ ДС № 3 «Светлячок» г. Берёзовский
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируется его функции. Поскольку ребенок еще не умеет владеть своими артикуляционными органами, с начало он учиться слышать слово (речь), а затем произносить его. Однако слуховой и «мышечный» образ слова на первых порах бывает очень неточным. Известно, что дети третьего года жизни, не умеющие правильно произносить те или иные слова, тем не менее имеют их правильные слуховые образы и замечают, когда взрослые искажают слова.
Скачать программу
Чувственная основа речи для каждого человека-это его ощущения. По данным физиологов, именно речедвижения, отражаясь в мозгу, заставляют работать определенные участки как орган речи. Поэтому мы считаем, что надо ребенка учить артикулировать звуки речи. Известно, что артикуляционные органы –это язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие, а при освоении письменной речи участвуют глаза, рука, пальцы пишущей руки. Пальцы руки являются не только органом письменной речи, но и влияют на развитие речи устному. Оказывается, эта роль пальцев была известна (бессознательно понята) очень давно. Талантливые люди из народа создавали, учитывая это, такие детские потешки, как «Ладушки», «Сорока» и др., в которых мать, няня заставляет ребенка работать пальцами (Этому дала, этому дала» — говорит она и заставляет перебирать пальцами.)
Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребенка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления. В основу экспериментов была положена мысль о том, что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области; большой участок двигательной области (почти треть всей площади) «Заведует» движениями кистей рук, и находится он рядом с участком, «заведующим» движениями органов речи.
Четкость и правильность произнесения звуков речи зависит от подвижности и точности движений органов артикуляции. Точность, сила движений и их амплитуда развиваются постепенно, в течение первых 4-5 лет жизни ребенка. Общепризнанный способ формирования движений органов речи- артикуляционная гимнастика, с помощью которой осуществляется тренировка движений языка, губ, щек и формируется артикуляционные уклады звуков речи. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны.
В свою работу включаем следующие элементы:
- Артикуляционную гимнастику- комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук.
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга.
- дыхательное упражнения- для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве
Цель: Развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие слухового и зрительного восприятия
- Совершенствование общей и мелкой моторики
- Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью
- Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Перспективный план кружка на год.
|