учитель-логопед — Дмитриева М.В Москва 2018 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1400»
Цель:
- Совершенствование активизирующего общения с использованием проблемной ситуации.
- Совершенствование навыков словообразования: образование качественных прилагательных;
- Закрепить знания об интересах и различных видах деятельности людей в зависимости от пола;
- Составлять предложения со сложными предлогами о постройках города;
- Упражняться в составлении сложноподчиненных предложений с союзом чтобы и рассказа по картине;
- Введение в активный словарь слов выражающих чувства людей, слов благодарности, использование в активной речи принятых норм вежливого общения;
- Активизировать речевую деятельность детей с помощью обыгрывания сценки используя мимику, жесты, умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации); включать приемы театрализации;
- Учить детей употреблять пословицы, соответственно ситуации;
- Совершенствование связной речи: составление коллективного рассказа по схеме-алгоритму;
- Учить договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение);
- Поощрять потребность спрашивать, получать уточняющую информацию:
- Активизировать умение выражать свою точку зрения (понятно для других формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- Формировать умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с другими детьми, совершенствовать навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Предварительная работа:
Познавательная деятельность – рассматривание тематического альбома «О любви и дружбе»;
Речевая деятельность – Беседа с мальчиками на тему «Наши защитники», беседа с девочками «Девочки красавицы», обсуждение правил этикета по отношению мальчиков к девочкам, составление рассказа о их внешнем виде. Дидактические игры «Доскажи словечко», «Найди причину», «Угадай по описанию» (о постройках города). Решение проблемных ситуаций на тему «мальчики и девочки».
Оборудование: использование наглядного материала «рисунки двух городов», герб и флаг города, музыка, картинный материал для составления коллажа мужчины и женщины (изображения частей одежды и аксессуаров, профессий).
Содержание
1. Вводная часть.
Под музыку дети подготовительной к школе группы входят в зал, рассаживаются на приготовленные места.
Логопед. Давным-давно на земле существовало только два города. Они были необычные, потому что в одном жили только мальчики, а в другом- только девочки. Город, в котором жили мальчики, назывался город Мужества. А город, в котором жили девочки — Город красоты. Говорят, что когда -то жители этих городов общались, помогали друг другу и иногда вместе отдыхали. Но однажды налетел сильный ураган и разрушил мост, который связывал эти города. Но ураган еще и похозяйничал в Городе Красоты. Посмотрите, что же произошло?
2. Актуализация знаний с опорой на индивидуальный жизненный опыт.
Воспитатель открывает декорации двух городов. В одном городе разрушены постройки, мусор, сломанные деревья.
Дети. Дома были разрушены, деревья вырваны с корнем, цветы на клумбах поломаны. Кругом мусор и обломки.
Логопед. Смогут ли девочки сами справиться с бедой?
Дети. Нет, не смогут. Потому что девочки не могут убрать крупный мусор, посадить деревья, не могут управлять тяжелой техникой, не могут восстановить мост.
Логопед. Что же им делать?
Дети. Попросить мальчиков помочь им. Привезти и собрать мебель, построить дома, убрать крупный мусор, камни, мальчики могут управлять тяжелой техникой и т.д.
Логопед. Значит какими качествами обладают мальчики? Подберите как можно больше определений.
Дети. Они мужественные (мужество украшает человека), сильные (на сильного собака лает, а слабого кусает), смелые (смелость города берет), заботливые и т.д.
Логопед. Девочки хотите сделать города красивыми?
Дети. Хотим!
Логопед. Сможете?
Дети. Сможем!
Деятельность детей. Мальчики помогают девочкам восстановить город. Соединяют города мостом.
Логопед. Как могут девочки отблагодарить мальчиков?
Дети. Разбить клумбы, посадить цветы, приготовить ужин, постирать, погладить, повесить шторы, покрасить стены, убрать мелкий мусор и т.д
Логопед. Опишите, а какие у нас девочки?
Дети. Нежные (как цветок), добрые, скромные (скромность красит человека), трудолюбивые (у нее золотые руки) и т.д.
Девочки украшают город мальчиков.
3. Работа в основной части занятия
Логопед. Было два разных города, а теперь они стали похожи. Каким стал город?
Дети. Город стал новым, красивым, обустроенным.
Логопед. Каждый город имеет свою символику. Что должно быть у города?
Дети. У города должно быть название. Нам нравится название город Дружбы.
Логопед. А что еще должно быть у нашего города?
Дети. У города еще должны быть герб и флаг.
Присваивают городу герб и флаг.
Логопед. Мне кажется чего-то не хватает в нашем городе?
Дети называют объекты (парикмахерская, бассейн, полицейский участок, больница и т.д.) Размещают их на улицах города и рассказывают для чего эти объекты нам нужны, составляя описательные рассказы:
Дети. Аэропорт должен быть в нашем городе, потому что это место откуда люди могут отправиться в путешествие, или могут полететь в другой город навестить родственников. В аэропорт могут прилетать и грузовые самолеты с техникой и необходимыми лекарствами.
Логопед. Прекрасный у нас город. Теперь в нашем городе будет царить уважение и дружба.
- А что такое дружба?
Дети. Дружба — это когда люди понимают друг друга, находят общие темы для общения.
Логопед. Какие пословицы вы знаете о дружбе?
Дети. Нет друга — ищи, нашёл — береги. Старый друг лучше новых двух. Человек без друга, что птица без крыла. Дружба как стекло: разобьешь-не починишь. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Дружба как стекло, разобьешь- не сложишь.
Логопед. Ну вот города восстановлены, девочки и мальчики решили устроить бал.
Но прежде чем начать бал, вспомнить правила этикета по отношению друг к другу. Эти правила вам пригодятся.
Дети. Вспоминают правила этикета.
4. Динамическая пауза.
(Динамическая пауза для увеличения двигательной активности, смены вида деятельности, расслабления).
Мальчики встают со своих мест, подходят к девочкам и приглашают их на танец. Звучит музыка: вальс А. Хачатуряна «Маскарад». Дети танцуют заранее подготовленный танец-вальс.
5. Закрепление новых знаний.
Логопед. Представьте себе, что прошло много лет, вы подросли. Давайте представим, каким должен быть самый лучший мужчина и самая лучшая женщина?
Подойдите к столам, и создайте образ лучшей женщины, и образ лучшего мужчины. Подберите им одежду, аксессуары, увлечения и т.д. Дети подходят к столам и дополняют силуэты мужчины и женщины аксессуарами и необходимыми предметами.
Логопед. Образы мы создали, а теперь расскажите, каким же вы представляете лучшего мужчину и лучшую женщину. Используйте схему для описания мужчины и женщины.
Рассказ о мужчине составленный детьми.
У мужчины голубые глаза, темные волосы – он брюнет. Мужчина стильный – он носит строгий костюм, пиджак, брюки, галстук, головной убор. У него много обуви – туфли, ботинки, кроссовки. Мужчина пунктуальный, старается не опаздывать – у него современные часы, телефон с интернетом, как у моей мамы с откусанным яблоком. Он пользуется одеколоном. Мужчина решительный, не боится трудностей. Поэтому может работать — полицейским, пожарным, шахтером, президентом, и т.д. У него есть семья — жена, дети. Они вместе ходят в фитнес – клуб – занимаются спортом, плавают. Вместе ходят в театр, в кино. Катаются на велосипедах в парке. Зимой катаются на лыжах, коньках. У мужчины есть дом, домашний питомец. Мужчина помогает по дому — собрать мебель, забить гвозди, пропылесосить. Играет с детьми, читает книги. Мужчина много работает и поздно приходит домой.
Рассказ о женщине.
У женщины голубые глаза. Длинные светлые волосы – она блондинка. У женщины много красивых платьев, юбок, кофточек. Много разной обуви – босоножки, сапоги, туфли. Она любит носить обувь на каблуках. Женщина любит украшения – бусы, браслеты, серьги. У нее много сумочек разных цветов – ее можно назвать модницей. Есть телефон, ноутбук. Она носит очки, шляпы. У женщины есть семья –дом, муж, дети. Они вместе отдыхают, катаются на лошадях в парке, ходят к бабушке в гости. Женщина любит вкусно готовить еду, шьет, вышивает, вяжет для своей семьи. Она любит читать книги, петь песни. Вечером учит уроки с детьми и вместе смотрят фильмы. Женщина очень любит свою семью. Еще она любит ходить по магазинам, и покупать новую одежду.
6. Подведение итога занятия
Логопед. Ребята, мне кажется, что нашим героям понравится жить в нашем городе. Теперь в нашем городе будет царить покой и мир.
- Что помогло нам создать такой замечательный город и таких прекрасных героев?
Дети. Помогла наша дружба, вежливое, внимательное отношение друг к другу. умение договариваться. советоваться. Помогло знание пословиц, правил этикета и вежливого обращения друг к другу. Мальчики и девочки должны быть вежливы, внимательны друг к другу, помогать и поддерживать в трудную минуту, должны уметь договариваться, дружба, уважение.
Дети стоят в кругу.
Логопед. Мы сегодня говорили о том, какими бывают мужчины и женщины, какими вы видите в будущем себя.
Давайте с помощью цветка подарим комплименты друг другу, высказав свое доброе отношение. Начну я "Лиза, ты красавица (предавая цветок).
Дети дарят комплименты рядом стоящему другу.
Воспитатель, завершая круг, говорит:
Дорогие мои дети!
Дети отвечают хором: "Мы лучшие на свете!"
|