Учитель-логопед: Самсоненко А.Е.
Воспитатели: Овчинникова В.В., Дива Е.П.
Щелково-2019г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Пчелка» Щелковского муниципального района Московской области
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный (12. 11. 2018-28. 02. 2019).
Состав участников: Воспитатели, учитель-логопед, дети подготовительной группы, родители.
Проблема: Необходимость развития связной речи у детей с ТНР на примере темы «В мире животных».
Актуальность:
Связная речь – одна из важных составляющих речевого развития дошкольника. Что такое связная речь? Она представляет собой развёрнутые высказывания, которые связаны между собой по смыслу, структуре и обеспечивают общение людей.
Как показала предварительная беседа, дети не знают названий многих животных, их частей тела (копыта, грива, названий детёнышей, их жилищ и тд). Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось-олень, тигр – лев). Наблюдались трудности в подборе прилагательных, особенно притяжательных. С составлением описательного рассказа справились единицы детей, рассказы детей были бедными, состояли из отдельных простых предложений.
Скачать конспект
Одной из выраженных особенностей речи детей с ТНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ТНР понимают значение многих слов; объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Программой Нищевой Н.В. для детей подготовительной группы, предусмотрено рассмотрение таких тем. Как домашние животные, дикие животные, животные жарких стран, морские обитатели. Животный мир богат и разнообразен. Эта тема интересна и доступна детям дошкольного возраста, поэтому было принято решение на наиболее доступной и интересной теме для детей провести проект по развитию речи.
Основная цель проекта: расширить активный и пассивный словарь детей о животном мире планеты через познавательно — поисковую деятельность.
Задачи проекта:
- Формирование целостной картины мир, в том числе первичных ценностных представлений о животных;
- Расширение кругозора детей;
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- Активизация и актуализация словаря по теме;
- Совершенствование навыка составление рассказа по опорной схеме и серии картинок, навыка пересказа;
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие эстетического восприятия образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках, макетах;
- Развитие памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики;
- Использование мимики и пантомимики;
- Соблюдение элементарных правил безопасного поведения с животными.
Интеграция всех направлений развития (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).
Ожидаемый результат:
- Расширение естественно-научных представлений.
- Совершенствование связной речи;
- Высказывание самостоятельных суждений, умение обобщать;
- Воспитание бережного отношение к природе.
- Создание детьми книги о животных.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
Определение проблемы, выбор цели проекта, разработка методов и приемов работы, подбор наглядного материала, мультимедийных презентаций, подбор и изучение методической литературы, физкульминуток, дидактических и подвижных игр, художественной литературы.
Знакомство родителей с целью и задачами проекта для повышения компетенции, и создания партнёрских отношений.
II этап — Основной – проектная деятельность по решению проблемы
№
|
Форма реализации проекта
|
Источник
|
1.
|
Дидактические игры:
-"Четвертый лишний",
-"Узнай по описанию",
-"У кого кто? ",
-"Кто, где живет? ",
-«Кто едет в зоопарк»,
- «Угадай и расскажи»,
«Травоядные и хищные»
-лото «Животные»
- «Сосчитай животных 1-5»
- «Чей хвост», мемо «Животный мир»
|
|
2.
|
Образовательные события:
- ФЭМП Работа в тетрадях
-заштрихуй животных
-графический диктант «Животные»
-Конструирование животных из геометрических фигур
|
-Приложение 1
|
3.
|
Беседы:
-«Дикие животные наших лесов»,
«Красная книга России»,
«Животные жарких стран»,
«Животный мир морей и океанов».
Работа над лексико-грамматическим строем речи по данным темам.
|
-Приложение 2
|
4.
|
Изобразительная деятельность:
Рисование: «Нарисуй любимое животное, птицу»
«Удивительный мир зверей»
Лепка: «Животные наших лесов»
Аппликация:
«Лесная газета» с использованием техники оригами
стенгазета; «Ферма» -коллаж, «Животные Африки»-макет, «Морские обитатели»-выставка рисунков.
Коллективная работа: «Царство диких животных»
Постановка сказок:
«Мешок яблок» В. Сутеева,
«Заячья избушка»
|
-Приложение 3
|
5
|
Картотека пальчиковой гимнастики
|
Приложение 4
|
Предполагаемый результат:
- Активное использование детьми в речевом общении сложных, распространенных предложений;
- Пересказ и самостоятельное составление рассказов по опорным схемам, плану и серии картинок;
- Активность и инициатива в общении;
- Обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: педагог-ребёнок; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Взаимодействие с родителями:
- Помощь детям при подготовке небольшого сообщения о животном.
- Совместный просмотр с детьми телепередач «Диалоги о животных», «В мире животных» и других документальных фильмов по теме;
- Рассматривание и чтение книг, энциклопедий о животных.
- Помощь в создании книги о животных.
III этап – Заключительный
- Развитие элементов актёрского мастерства.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Сплочённость детского коллектива.
- Вовлечение в проектную деятельность родителей.
- Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.
Итоговый результат:
- Создание книги о животных «В мире животных».
- Выставка продуктивной деятельности детей (макетов, стенгазет, рисунков).
- Постановка сказки для родителей «Мешок яблок» и для младших групп «Заячья избушка» по сказке В. Сутеева.
|