Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 ст. Воздвиженской
- Автор проекта: Юндина Елена Алексеевна
- Продолжительность проекта: краткосрочный — 1 неделя (с 9.02. 2015г по 13. 02. 2015г.)
- Тип проекта: познавательно-исследовательский
- Участники проекта: дети, родители, педагоги. Дети старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности.
Скачать проект
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети не только узнают названия комнатных растений и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования дети познакомятся с комнатными растениями, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
С какой целью человек выращивает комнатные растения?
Цель проекта: уточнить и систематизировать знания детей о растениях; учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений; развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
- познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете
- познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств
- формировать навыки исследовательской деятельности
- определить наиболее распространённые комнатные растения;
- иметь представления о пользе или вреде комнатного растения
- углубить знания о приёмах по уходу за растениями
- учить детей работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать умения и навыки работы с природным материалом.
- развивать умение сравнивать и анализировать
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов
- обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях
- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках
- способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Для педагогов:
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми
- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития
- составление паспорта комнатных растений в детском саду
- составление картотеки дидактических игр по теме проекта
- оформление фотоальбома «Комнатные растения»
- сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми по соответствующей тематике
- помочь ребенку добывать новые знания
- организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь
Для родителей:
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей
- выполнять совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ДОУ
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту
- распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять
организацию и контроль, за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение.
Название игрового мероприятия проекта: развлечение «В мире комнатных растений».
Продукты проекта: дидактические игры, картотека стихов, загадок о комнатных растениях, подборка комнатных растений, инвентаря по уходу за комнатными растениями, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, подборка художественной литературы по теме проекта, консультации для родителей.
Создание фотоальбома «Комнатные растения», создание буклета по уходу за комнатными растениями.
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- расширение знаний по экологической культуре воспитанников
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира – комнатным цветам и бережного отношения к ним
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту
- уметь определять комнатные растения, находящиеся в группе
- раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности
- формирование стремления к исследованию объектов природы, установка причинно-следственных связей, умение делать выводы.
- знание способов размножения комнатных растений
- формирование навыков исследовать опытным путем условий, необходимых для роста растений; учиться правильно, ухаживать за растениями в уголке природы
- формирование навыков ухода за комнатными растениями в зеленом уголке
- обогащение словаря ребенка терминологией по теме.
Для педагогов:
- удачное сотрудничество с родителями
- высокий содержательный и организационный уровень проекта
- новая предметно-развивающая среда
- счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.
Для родителей:
- возможность активного участия в образовательном процессе
- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.
Краткое содержание проекта
I этап подготовительный
- постановка цели и задачи проекта, определение направлений, объектов и методов исследования
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников, в частности о комнатных растениях
- разработать диагностический материал и выявить уровень знаний дошкольников по поставленной проблеме
- определить уровень знаний детей о комнатных растениях
- провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
- Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях.
II этап практический
- осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях
- использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями
- провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизаторами т.д.)
- изготовить совместно с родителями воспитанников фотоальбом «Комнатные растения» и буклет по уходу за комнатными растениями.
III этап обобщающий
- выявить уровень знаний детей по поставленной проблеме
- обобщить результаты деятельности по теме проекта
- определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта
- подготовить методический и практический наглядный материал.
Ход реализации проекта
I этап Подготовительный этап
Проведение опроса на тему «Комнатные растения» выявить знания детей о цветах, уходе, условиях роста в соответствии с возрастом. Создать картотеку игр, закрепить у детей название комнатных растений.
Проведено анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?».
Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, необходимых атрибутов для труда. Создать условия для демонстраций, трудовой и практической деятельности.
II этап Практический этап
- Беседы: «Что растениям необходимо для жизни»;
- «Как мы дома ухаживаем за комнатными растениями»;
- «Роль растений в нашей жизни»;
- «Комнатные растения – друзья или враги?»;
- «Как размножаются комнатные растения».
Просмотр компьютерной презентации «Комнатные растения наши друзья»
Выяснить какие цветы знают дети, что знают о пользе комнатных растений. Вспомнить с детьми, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Работа с детьми в уголке природы. Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать, с помощью взрослых пытаться делать простейшие выводы.
Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, открыток с изображением комнатных растений.
Заучивание и чтение стихотворений о растениях; рассказов о природе. Работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях. Заучивание стихотворения «Цветовод». Отгадывание загадок о комнатных растениях. Подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения». Совместно с родителями чтение художественной литературы по теме. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.
Подвижные и мало подвижные игры: « «На окне в горшочках», «Садовник», «Мы – цветы».
Слушание «Вальс цветов» и «Времена года» П.И. Чайковского.
Художественное творчество (рисование с натуры) «Фикус», художественное творчество (лепка с элементами конструирования) «Кактус», конструирование цветов из мозаики. Рисование красками, карандашами, мелками комнатных растений;
Проведение организованно образовательной деятельности по теме проекта: «Уход за комнатными растениями», «Комнатные растения — спутники нашей жизни».
Обогащение детей знаниями о мире комнатных растений: условиях роста, содержания и ухода, их пользе для окружающей среды.
Знакомство с профессией цветовода. Хозяйственно-бытовой труд:
- дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)
- трудовые поручения – индивидуальные и коллективные, создание буклета по уходу за комнатными растениями.
- Беседы о правилах поведения на природе.
- Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин».
Дидактические игры «Цветик — семицветик», «Угадай по описанию»,
«Найди растение по описанию», «Найди и опиши», «Какого цветка не стало?», «Четвёртый лишний», «Отгадай по загадке», «Найди растение по названию», «Большие и маленькие», «Один и много»
Пальчиковые игры «Бегония», «Фикус», «Кактус», «Наши алые цветки»
Наблюдения за комнатными растениями, опыты, эксперименты.
Экскурсия по природным уголкам других групп детского сада.
Беседа о пользе тех комнатных растений, которые ценятся не только красотой, но и своими целебными свойствами (алоэ, каланхоэ, гибискус, сансевьера, толстянка).
Консультации для родителей на тему: «Комнатные растения», «Полезные комнатные растения».
Беседа о том, что среди красивых, и безобидных растений на подоконнике могут расти те, с которыми нужно обращаться с осторожностью.
Пополнить состав цветущих растений группы, продолжать формировать желание у родителей и детей принимать участие в проведении мероприятий.
Исследовательская деятельность: опыт «на свету и в темноте», опыт «Что происходит с листьями на ярком свету», опыт «С водой и без воды», опыт «Может ли растение дышать?».
III этап Обобщающий этап
Оформление паспорта группы: «Комнатные растения в детском саду»
Обработка и оформление материалов проекта.
Создание фотоальбома «Комнатные растения», буклет по уходу за комнатными растениями.
Подготовка и проведение развлечения «В мире комнатных растений».
Итоги проекта.
Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за комнатными цветами.
У детей появился устойчивый интерес к представителям комнатных цветов и бережного отношения к ним. Были усвоены нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. Научились определять комнатные растения, находящиеся в группе.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
Литература
- С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 2010 г.
- С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
- М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
- Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
- Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании» (методическое пособие), М., 2012
- Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет», Волгоград, 2013
- Диск: «Классическая музыка и звуки природы для детей»
- Презентация: «Удивительный мир комнатных растений»
|