МБДОУ «Д/с «Воробушек» с. Русский Акташ» Альметьевский район, Татарстан Подготовила: воспитатель Тютюгина Мария Борисовна
2 МЛАДШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА МБДОУ «Д/с «Воробушек» с. Русский Акташ» Альметьевский район, Татарстан
Программное содержание
Образовательные задачи:
- способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;
- расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года;
- познакомить со свойствами льда и снега; продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий — узкий, высокий — низкий.
Развивающие задачи:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
- развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Предварительная работа
- Рассматривание н/д пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»;
- беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных;
- д/и «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; работа с родителями- вместе с детьми сделали кормушки; на прогулке кормили птиц.
Оборудование, материал
- Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: По каким признакам вы видите, что зима?
Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.
Воспитатель: Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она?
Дети: Широкая. (Дети парами проходят по дороге)
Воспитатель: Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?
Дети: К реке.
Воспитатель: Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?
Дети: Рыба.
Воспитатель: Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?
Дети: Холодно.
Воспитатель: Все органы спят, холода не чувствуют.
Воспитатель: Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. По какому мосту мы сейчас пойдём?
Дети: По узкому.
Воспитатель: Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону. (Дети друг за другом проходят по мосту)
Воспитатель: Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он укутан белым снегом.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой...
(Раздаётся храп медведя)
Воспитатель: А кто это храпит? Прислушайтесь.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно. А что медведь делает зимой?
Дети: Спит в своей берлоге.
Воспитатель: А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?
Дети: Заяц, лиса, белка, волк.
Воспитатель: Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Синицы, снегири.
Воспитатель: Правильно, к нам прилетают синцы, снегири.
(Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса)
Хозяйка леса: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте.
Хозяйка леса: Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?
Воспитатель: Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них-голод.
(Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса)
Хозяйка леса: Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.
Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай. Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.
Хозяйка леса: Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А какое это дерево?
Дети: Берёза.
Хозяйка леса: А что есть у берёзы?
Дети: Ствол, ветки.
Хозяйка леса: Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?
Дети: Ёлка..
Хозяйка леса: А что есть у ёлки?
Дети: Ствол, ветки, хвоя.
Хозяйка леса: Ёлка – низкое дерево. Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе.
(Дети делают упражнение на дыхание)
Упражнение на дыхание.
- Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. 3 раза
- Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. 3 раза
Хозяйка леса: Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.
Опыт.
Цель опыта: Определение прозрачности снега и льда.
Ход опыта.
Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.
Хозяйка леса: Какой снег? Потрогайте его.
Дети: Холодный, мокрый, белый.
Хозяйка леса: Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.
Дети: Холодный, мокрый.
Хозяйка леса: Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега я кладу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?
Дети: Ничего.
Хозяйка леса: Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?
Дети: Красную бумагу.
Хозяйка леса: Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.
Воспитатель: Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд — прозрачный, а снег — непрозрачный.
Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, не пора бы нам возвращаться.
Хозяйка леса: Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада.
(Дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.
Анализ.
Куда мы сегодня ходили с вами? Что видели по дороге? Кто встретился в лесу? Катя Г. Что тебе больше всего понравилось?
А тебе Данил?
Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед — прозрачный, а снег — непрозрачный. Наше занятие закончилось.
Программное содержание
Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; познакомить со свойствами льда и снега; продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий — узкий, высокий — низкий.
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Предварительная работа
Рассматривание н/д пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о птицах, животных; чтение сказок о животных; д/и «Дикие животные», «Птицы», «Мир животных»; работа с родителями- вместе с детьми сделали кормушки; на прогулке кормили птиц.
Оборудование, материал
Дорожка (2 шнура =2 метра), река (полотно ткани белого цвета, полотно ткани голубого цвета, пластмассовые рыбки 5 штук), ёлка искусственная, ветка березы, вата, берлога медведя (ткань белого цвета, стульчики, медведь- игрушка), сугроб (полотно ткани белого цвета), кормушки (по количеству детей), корм (семена подсолнечника, крупа пшённая), лесная лаборатория (2 стола, полотно ткани песочного цвета, полотно ткани белого цвета), лёд, снег, подносы 7 штук, салфетки из ткани по количеству детей, магнитофон, картон красного цвета, фонограмма «Вой ветра».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: По каким признакам вы видите, что зима?
Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны), можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.
Воспитатель: Молодцы ребята. Чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она?
Дети: Широкая. (Дети парами проходят по дороге)
Воспитатель: Вот мы дружно прошли по дороге. Посмотрите, куда нас привела эта дорога?
Дети: К реке.
Воспитатель: Правильно, подошли мы к реке. Зимой река замерзает, покрывается льдом. А кто это подо льдом?
Дети: Рыба.
Воспитатель: Рыба зимой не замерзает, она засыпает. А когда приходит весна лёд тает и превращается в воду, рыба начинает вновь плавать. А как вы думаете, холодно ли им подо льдом?
Дети: Холодно.
Воспитатель: Все органы спят, холода не чувствуют.
Воспитатель: Чтобы дойти до леса, нам нужно перейти через реку по мосту. Какой красивый мост. По какому мосту мы сейчас пойдём?
Дети: По узкому.
Воспитатель: Молодцы. Чтобы не упасть в реку, возьмёмся одной рукой за перила и перейдём по мосту на другую сторону. (Дети друг за другом проходят по мосту)
Воспитатель: Ребята, мы с вами подошли к лесу. Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он укутан белым снегом.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой...
(Раздаётся храп медведя)
Воспитатель: А кто это храпит? Прислушайтесь.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно. А что медведь делает зимой?
Дети: Спит в своей берлоге.
Воспитатель: А каких ещё животных, которые живут в лесу, вы знаете?
Дети: Заяц, лиса, белка, волк.
Воспитатель: Медведь, заяц, белка, волк, лиса живут в лесу. А как можно назвать животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Молодцы. А каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Синицы, снегири.
Воспитатель: Правильно, к нам прилетают синцы, снегири.
(Раздаётся вой ветра, входит Хозяйка леса)
Хозяйка леса: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте.
Хозяйка леса: Меня зовут Хозяйкой леса. Услышала чьи-то голоса в лесу и пришла посмотреть, кто же здесь шумит?
Воспитатель: Ребята будут вести себя тихо, не будут шуметь. Хозяйка леса, мы с детьми принесли подарки. Это кормушки для птиц. Их сделали дети со своими мамами и папами. А ещё мы с собой принесли корм, чтобы накормить птиц в лесу. Сейчас зима, птицам кушать нечего. А самое страшное для них-голод.
(Дети дарят кормушки и корм Хозяйке леса)
Хозяйка леса: Спасибо, молодцы ребята. Какие красивые кормушки вы сделали вместе с папами и мамами. Я развешу кормушки на деревья и насыплю им корма, наши птицы не останутся голодными. А сейчас я хочу вам напомнить о правилах поведения в лесу.
Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь: Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай. Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила.
Хозяйка леса: Посмотрите сколько вокруг деревьев: ели, берёзы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь растут разные деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. А какое это дерево?
Дети: Берёза.
Хозяйка леса: А что есть у берёзы?
Дети: Ствол, ветки.
Хозяйка леса: Берёза – высокое дерево. А это что за дерево стоит, усыпанное белым снегом?
Дети: Ёлка..
Хозяйка леса: А что есть у ёлки?
Дети: Ствол, ветки, хвоя.
Хозяйка леса: Ёлка – низкое дерево. Вы всё знаете. В моём лесу свежий воздух. Подышим вместе.
(Дети делают упражнение на дыхание)
Упражнение на дыхание.
- Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой. 3 раза
- Руки за спину, грудь вперёд, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом. Выдох носом. 3 раза
Хозяйка леса: Молодцы, немножко отдохнули. А сейчас приглашаю в мою лесную лабораторию. Мы с вами будем ставить опыт.
Опыт.
Цель опыта: Определение прозрачности снега и льда.
Ход опыта.
Перед детьми стоит один поднос со льдом, а другой со снегом. Сначала рассмотрим с детьми снег.
Хозяйка леса: Какой снег? Потрогайте его.
Дети: Холодный, мокрый, белый.
Хозяйка леса: Молодцы. А какой лёд? Дотроньтесь до него.
Дети: Холодный, мокрый.
Хозяйка леса: Хорошо. А сейчас под кусок льда и комок снега я кладу красный лист бумаги. Что вы увидели под комком снега?
Дети: Ничего.
Хозяйка леса: Значит, снег непрозрачный. Что увидели под куском льда?
Дети: Красную бумагу.
Хозяйка леса: Мы сделаем вывод, что лёд – прозрачный.
Воспитатель: Сегодня мы узнали о свойствах льда и снега. Из поставленного опыта мы видим, что лёд — прозрачный, а снег — непрозрачный.
Мы много нового узнали у тебя в гостях, Хозяйка леса, спасибо тебе. Что-то мы очень сильно замёрзли, не пора бы нам возвращаться.
Хозяйка леса: Раз вы так сильно замерзли, помогу быстрее очутиться в детском саду. Я подую, и ветер вас донесёт до детского сада.
(Дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Как мы рады очутиться в детском саду. Здесь очень тепло, светло, уютно.
Анализ.
Куда мы сегодня ходили с вами?
Что видели по дороге?
Кто встретился в лесу?
Катя Г. Что тебе больше всего понравилось?
А тебе Данил?
Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня ходили в лес: шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретилась нам Хозяйка леса, мы узнали из опыта, что лед — прозрачный, а снег — непрозрачный. Наше занятие закончилось.
|