Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром).
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательной деятельности «Ёлочка — живи», формировать целостную картину мира у детей дошкольного возраста.
Обучающая задача: обучать детей повествовательной речи (рассказыванию, составлению диалога), обогатить словарный запас детей красивыми выражениями и словами: хвоя, хвойные деревья; выявить отношение к живой ели, растущей в естественных условиях, и срубленной, мертвой, но зато красиво украшенной; содействовать эмоциональному приближению детей к живой природе: ёлка – друг человека, и лишать друга жизни даже ради праздника нельзя; расширить и уточнить знания детей об окружающем мире.
Развивающая задача: развивать понимание красоты русской речи в поэтическом произведении; развивать у детей умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; совершенствовать мышление, творческие способности, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддерживать познавательный интерес и стремление к самостоятельным повторам; развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей; развивать у детей эмоции, умение сочувствовать, удивляться, переживать, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Воспитательная задача: воспитывать желание защищать природу, бережно относиться к лесу, растущим деревьям; воспитывать эмоциональную отзывчивость и осознанность в отношении к представителям живой природы; воспитывать у детей умение излагать собственные рассуждения, умозаключения;
Материал: открытки, иллюстрации, с изображением елей в естественных условиях и готовящихся к новогоднему празднику.
Активизация словаря: неволя (плен, невозможность вернутся на родину), рядил (одевал, наряжал).
Актуальность: Данное занятие позволяет в условиях воспитательно — образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о ели. Познакомить детей с жизнью ели растущей в естественных условиях, познакомить детей с Новогодней елкой как атрибутом Нового года и Рождества.
Предварительная работа: подбор педагогом картин и иллюстраций растущими елями, аппликация по стихотворению
Событие. (С. Михалков)
В снегу стояла ёлочка – Зелененькая чёлочка, Смолистая, Здоровая,
Полутораметровая. Произошло событие В один из зимних дней: Лесник решил срубить её -
Так показалось ей. Она была замечена, Была окружена... И только поздно вечером
Пришла в себя она. Какое чувство странное! Исчез куда-то страх... Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях. Сверкают украшения - Какой нарядный вид! При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит. Не срубленная! Целая! Красива и крепка!.. Кто спас, кто разодел Сынишка лесника!
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии по экологии, мы познакомим с лесной красавицей «елью» (ель — это научное название, а в народе говорят «ёлка»), (дети вместе с воспитателем рассматривают на интерактивной доске изображением ели растущей в естественных условиях, в окружении птиц, зверей, и ели, которую рубят, везут, наряжают к новогоднему праздник).
Воспитатель: У меня приготовленные картинки и открытки с изображением ели, предлагаю каждому ребенку выбрать понравившуюся картинку или открытку (в ходе работы фиксирую количество детей, выбравших открытки с изображением новогодних елок и елей, растущих в естественных условиях).
Воспитатель: Я тоже выбираю себе иллюстрацию, но не показываю ее детям, а предлагаю угадать, какую ёлку я выбрала: в праздничном «платье», в пестрых гирляндах, срубленную – или зеленую, густоветвистую, живую. Воспитатель: Ребята посмотрите еще раз на интерактивной доске изображение ели, растущей в естественных условиях в окружении птиц, зверей.
Воспитатель: «Вы знаете, ребята, (грустным голосом говорит воспитатель), когда перед Новым годом по улицам мчатся машины с елками, мне всегда почему-то становится очень-очень грустно, даже больно… Как вы думаете, почему?»
Дети: ответы детей
Воспитатель: «Да потому, что я сразу же представляю себе их родной дом – лес, где они жили дружной семьей. Страшно мне становится, когда я представляю этот «дом» пустым, с торчащими пеньками… мне даже кажется, что я вижу, как обрубленные стволы колючих красавиц, словно обиженные люди, начинают «плакать» смолистыми слезами. О чем же они плачут?
Дети: (Ответы детей.)
Воспитатель: Кем для нас, людей, являются деревья? (Кормилицами, защитниками, лекарями, друзьями). Значит, ёлка – наш друг? (спрашивает воспитатель у детей) – А разве можно своего друга губить, лишать его жизни, даже ради праздника?».
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята еще раз посмотрите на ели (на интерактивной доске), педагог спрашивает детей о том, можно ли эти ели назвать одинокими. (Их окружают другие деревья, травы, на которых живут насекомые, птицы.)
Воспитатель: Представьте, дети, что кто-то вырубил вот эти ели, обобщает высказывания детей: нарушится покров земли, нарушится жизнь живых организмов. Может быть, некоторые из них навсегда исчезнут. Исчезнут красивые деревья, которые дают людям чистый воздух, хорошее настроение, укрепляют здоровье, радуют своей красотой.
Воспитатель: А теперь, давайте, вспомним, что происходит после праздника с новогодними ёлками?
Дети: (ответы детей.)
Воспитатель: Да, правильно, они оказываются выброшенными, никому не нужными, словно бездомные люди. Каждый из нас знает, что ель – живое существо, а все равно хочется, чтобы под Новый год она стояла в доме. Как же тут быть?
Дети: (ответы детей самому прийти к ёлке и устроить ей праздник.)
Воспитатель: если бы мы с вами по-настоящему были волшебниками и смогли бы оживить срубленную под Новый год ёлку, то что бы она нам рассказала? Может быть, она о чем-то стала бы нас просить?
Дети: (ответы детей.)
Физкультминутка «Наша ёлка!»
Наша елка велика, Дети делают круговые движения руками. Наша елка высока, Встают на носки, подняв руки вверх. Выше мамы, выше папы, Приседают, руки вперед, встают на носочки Достаем до потолка. Тянутся вверх.
Будем весело плясать, Выставляют поочередно ноги Будем песни распевать, На пятку, разводя руки в стороны Чтобы елка захотела И ставя их на пояс. В гости к нам прийти опять!
Воспитатель: Я хочу вам прочитать одно стихотворение о новогодней ёлке, которая, словно живой человек, ощущала боль раны от топора, тоску по родному лесу и любимым друзьям, от которых ее увезли навсегда.
Ёлка.
(О. А. Беляевская)
Ёлка зеленая, густоветвистая В пышный наряд убрана, В пышном уборе роняет смолистые Слезы беззвучно она.
Ноет в стволе ее рана глубокая, Сердце ей точит печаль: Леса родимого, леса далекого Ёлке мучительного жаль.
Звездного неба пространства безбрежное Там возвышалось над ней, Стлались под нею ковры белоснежные С ним узором теней.
Ветер ей пел свои песни свободные, Сказки ей лес говорил, Щедрый мороз ее в ночи холодные В жемчуг, алмазы рядил.
Думает елка с тоскою глубокою: «Лес мой родной, не видать Мне тебя больше. Прости! Одинокою Здесь суждено умирать…
А для чего?» А вкруг ёлки шумливою Дети собрались толпой. Дышат весельем их лица счастливые, Радостью блещут живой.
Ёлка задумалась. Утро весеннее, Лепет зеленых ветвей, Птиц на заре щебетанье и пение Дети напомнили ей.
Радость их горе смягчило тяжелое… Тайной отрадой полна, Вспыхнула ярко огнями веселыми В грустной неволе она.
Воспитатель: Когда вы слушали это стихотворение, какое чувство испытывали: радость, веселье или грусть и печаль?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Почему у вас возникло такое чувство?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Какая беда приключилась с ёлкой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Почему она, красиво украшенная пестрыми гирляндами, игрушками, «беззвучно роняла смолистые слезы…»?».
Педагог зачитывает вместе с детьми строфу стихотворения:
…Ноет в стволе ее рана глубокая,
Сердце ей точит печаль:
Леса родимого, леса далекого
Ёлке мучительно жаль…
Воспитатель: Чувствовала ли ёлка себя в доме у человека свободной, счастливой?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Что значит «жить в неволе»?
Дети: ответы детей (жить в плену, чувствовать себя оторванной от близких, невозможность вернуться в родные места).
Воспитатель: Кем же чувствовала себя украшенная ёлка?
Дети: ответы детей (пленницей.)
Воспитатель: О чем она все время вспоминала?
Дети: (ответы детей)
Воспитатели: Какую картину ёлка постоянно видела?
…Звездного неба пространство безбрежное
Там возвышалось над ней,
Стлались под нею ковры белоснежные
С синим узором теней…
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением елей в зимнее время года.
Воспитатель: Были ли у елки близкие друзья? Назовите их.
Дети: ответы детей (лес, ветер, мороз.)
Воспитатель: Кого бы вы назвали своими любимыми друзьями?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Когда вам бывает больно или грустно очень, кого вы вспоминаете?
Дети: ответы детей (мамину ласковую улыбку, нежные слова; папины сильные, добрые руки.)
Воспитатель: ёлка тоже, вспоминает своих друзей. Давайте, дети, вместе со мной проговорим строфу стихотворения о друзьях ёлки:
…Ветер ей пел свои песни свободные, Сказки ей лес говорил, Щедрый мороз ее в ночи холодные В жемчуг, алмазы рядил…
Воспитатель: Ребята как вы понимаете словосочетания «в жемчуг, алмазы рядил».
Дети: ответы детей
Воспитатель: «Вот видите, ребята, какими красивыми словами можно назвать обыкновенное дерево в снегу! Давайте скажем вместе это красивое выражение».
Дети: самостоятельно читают стихотворные строки о ёлке.
Воспитатель: Для чего же елка оказалась в доме у человека. Ради кого?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Кто помог елке немного забыть о своем горе?
Дети: Что напомнили ей детские голоса и смех?
Воспитатель: Почему же ёлка все-таки «вспыхнула ярко огнями веселыми в грустной неволе»?
Дети: ответы детей (почувствовала себя кому-то очень нужной).
Воспитатель: Ребята хотите ли вы, чтобы в наших лесах росли ели, для которых бы «дети под Новый год устраивали праздник: украшали их игрушками, зажигали бы вместе с родителями возле них новогодние свечи, водили хороводы, наблюдали бы за «гостями» елей – птицами?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: по желанию детей может еще раз прочитать стихотворение О.А. Беляевской «Ёлка».
Итог занятия: Дети прощаются с колючими красавицей – елью, произнося слова: «Красавицы ели, живите у нас! Несите здоровье и радуйте глаз!».
|