Володина Лариса Алексеевна. Проект 'Сравнение устойчивости экологических сетей в лесу и у дороги'

Проект Сравнение устойчивости экологических сетей в лесу и у дорогиПроект "Сравнение устойчивости экологических сетей в лесу и у дороги"

Практикоориентированная работа по теме «Методика экологического воспитания дошкольников»

1. Введение.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование.

Скачать проект

В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольное. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Дошкольное учреждение сегодня призвано проявить настойчивость в формировании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Становление экологического мировоззрения детей – важнейшая задача детского сада в настоящее время.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к действительности, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в понимании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание осознанно-правильного отношения, получение опыта чувственно-эстетического восприятия окружающего мира. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к жизни.

Т.о. детский сад является первым и основополагающим звеном системы непрерывного экологического образования населения.

Работая в детском саду на протяжении 20 лет (воспитателем, а затем и старшим воспитателем), очень хорошо понимаешь, что педагогический процесс должен строиться на методах практических и наглядных, т.к. у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Особенно актуально соблюдать этот принцип при реализации естественнонаучного и экологического образования. Работая с детьми по данному направлению, необходимо должное внимание уделять элементарной поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников; создавать условия для того, чтобы каждый ребёнок мог сделать своё маленькое «открытие» в удивительном мире природы.

Цель данной работы – формирование основ экологического мировоззрения детей старшего дошкольного возраста и повышение уровня их экологической культуры на основе усвоения элементарных представлений о биологическом разнообразии и устойчивости экосистем леса и обочины дороги.

Подцели.

? Овладение старших дошкольников навыками исследовательской деятельности, формирование у детей системы элементарных научных экологических понятий (без названий), доступных восприятию ребенка-дошкольника: «биологическое разнообразие», «экосистема», «устойчивость экосистемы».

? Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об устойчивости экосистем, прогнозировать результаты своих действий и поступков.

? Формирование знания и осознанного желания выполнять элементарные нормы и правила взаимодействия с природой.

Задачи.

? Научить детей старшего дошкольного возраста проводить исследования биологического разнообразия леса и обочины дороги.

? Формировать умение определять и сравнивать устойчивость экосистем леса и обочины дороги.

? Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, трепетное отношение к окружающему миру, развивать эмпатию к объектам природы.

Ожидаемые результаты.

? Сформированность (на доступном уровне) у детей старшего дошкольного возраста навыков исследования биологического разнообразия экосистем, усвоение элементарных экологических понятий «биологическое разнообразие», «экосистема», «устойчивость экосистемы».

? Умение определять и сравнивать устойчивость экосистем на основе анализа полученных в ходе исследования данных.

? Закрепление знаний и развитие осознанного желания выполнять элементарные нормы и правила взаимодействия с природой; эмоционально-положительное отношение к объектам природы.

Методы, использованные в процессе выполнения работы:

  • чтение художественной и познавательной литературы о лесе и его обитателях
  • целенаправленные беседы с детьми и родителями
  • просмотр кинофильмов о лесе
  • прослушивание аудиозаписи «Звуки леса»
  • семинар-практикум для родителей «Значение семьи в экологическом воспитании ребёнка»
  • рассматривание демонстрационных материалов и фотографий
  • изучение биологического разнообразия леса и обочины дороги с фотографированием этапов работы и зарисовкой найденных объектов природы
  • оформление фотоальбома «Как мы исследовали лес»
  • организация детской продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, изготовление «шапочек» по результатам исследования биоразнообразия

- дидактические игры «Кто где живёт?», «Пищевые цепочки», «Угадай, кто звучит», «Сообщество» и др.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования её материалов и результатов в работе по экологическому воспитанию детей как в нашем детском саду, так и в других дошкольных образовательных учреждениях.

2. Сравнение биологического разнообразия и устойчивости экосистем леса и обочины дороги.

Основополагающим в экологическом образовании является понятие «экосистема». В связи с этим представляется необходимым сформировать у детей (на доступном уровне и, не называя терминов) представление об экосистеме как едином природном комплексе, образованном живыми организмами и средой их обитания, все компоненты которого объединены обменом вещества и энергии. Важной характеристикой экосистемы, определяющей её устойчивость, является видовое разнообразие или биоразнообразие. Именно поэтому в работе со старшими дошкольниками уделяется внимание исследованию биологического разнообразия экосистем и взаимосвязям в них.

2. 1 Изучение биологического разнообразия леса и обочины дороги.

Изучение видового разнообразия леса с детьми дошкольного возраста в городском детском саду сопряжено с определенными трудностями, т.к. предполагает выезд с детьми в лес. К этой работе целесообразно привлечь родителей, убедив их в необходимости и значимости данной экспедиции для экологического образования детей. Для родителей проводится семинар-практикум, на котором освещаются теоретические вопросы и даются практические навыки исследования биоразнообразия экосистемы (Приложение №1).

На подготовительном этапе проводится серьёзная предварительная работа. Детей знакомят с представителями флоры и фауны леса, читая художественную и познавательную литературу, прослушивая аудиозаписи, просматривая видеофильмы и демонстрационные материалы. Важным моментом является беседа с детьми и родителями о соответствующей одежде, правилах поведения в транспорте и в лесу. Кроме того, подбирается необходимое оборудование: квадраты из реек размером 1м на 1м (в условиях детского сада можно заменить халахупами большого диаметра), блокноты и карандаши для зарисовок.

На практическом уровне изучение биоразнообразия леса включает несколько взаимосвязанных этапов.

  1. Дети делятся на подгруппы по 4-5 человек под руководством воспитателя или родителей.
  2. В разных местах леса раскладываются квадраты 1 на 1м.
  3. Дети исследуют, какие виды растений и животных находятся на площади, ограниченной квадратами (или халахупами) и зарисовывают их (Приложение 2).

Т.к. не все дошкольники достаточно хорошо знают названия растений и животных и владеют навыками рисования, представляется возможным замена этого вида деятельности на выбор карточек с уже готовыми изображениями из множества предоставленных с последующим складыванием их в отдельную коробочку, символизирующую лес. Заготовить такие карточки можно заранее, привлекая к этой деятельности и детей и родителей.

На аналитическом этапе работы, который может проводиться уже в группе после возвращения из леса, все данные целесообразно занести в сводную таблицу.

Если дети не владеют количественным счётом в достаточных пределах, можно визуально сделать вывод о том, что в коробочке, символизирующей лес, находится много карточек с изображениями растений и животных. Следовательно, в лесу они обнаружили много видов растений и животных.

Исследование биологического разнообразия обочины дороги проводится аналогично описанному выше изучению видового разнообразия леса. Полученные данные также заносятся в таблицу.

На основании количества карточек и данных таблицы делается вывод о том, что на обочине найдено мало видов.

Все полученные ранее данные рекомендуется занести в сводную итоговую таблицу.

На основании сводной итоговой таблицы делается вывод о том, что видовое разнообразие леса значительно больше, чем обочины дороги.

2. 2 Определение и сравнение устойчивости экосистем леса и обочины дороги.

Экосистемы обладают устойчивостью, то есть способностью к длительному существованию. Устойчивость сообщества определяется рядом факторов. К ним относят разнообразие видов и число пищевых звеньев. Чем больше видов в сообществе, тем разнообразнее пищевые звенья, тем больше возможностей сохранения равновесия в экосистеме. Это объясняется тем, что при резком увеличении численности какого-либо вида у хищников изменяется характер питания, они начинают питаться преимущественно особями наиболее многочисленного вида жертвы и ограничивают его численность. Таким образом, в экосистеме устанавливается равновесие между соотношением численности особей разных видов. Чем меньше в сообществе видов с разнообразными способами питания, чем короче пищевые цепи, тем больше возможностей для разрушения сообщества, поскольку выпадение одного из звеньев в пищевой цепи может привести к исчезновению других звеньев.

Природные экосистемы способны к длительному существованию. Даже при значительных колебаниях внешних факторов внутренние параметры сохраняют стабильность. Так, если количество осадков над лесом уменьшилось на 30%, количество зеленой массы может снизиться всего на 15%, а численность первичных консументов — лишь на 5%. Стойкость к перенесению неблагоприятных условий зависит от выносливости организмов, их способности размножаться в широком диапазоне условий и усиливается возможностью перестройки цепей питания в богатых сообществах. Устойчивость экосистем падает с обеднением видового состава. Самые устойчивые — богатые жизнью тропические леса (свыше 8000 видов растений), достаточно устойчивы леса умеренной полосы (2000 видов), менее устойчивы тундровые биоценозы (500 видов), мало устойчивы экосистемы океанических островов. Еще менее устойчивы фруктовые сады, а посевные поля без поддержки человека вообще не могут существовать, они быстро зарастают сорняками и уничтожаются вредителями.

Наиболее приемлемым методом формирования понятия устойчивости экосистемы для детей дошкольного возраста является игра (в разных источниках носит различные названия: «Паутинка», «Сообщества», «Связи»). Для игры необходимо изготовить шапочки, используя зарисовки или аппликативные картинки, собранные в ходе исследования видового разнообразия сообществ. Например, все изображения, сложенные ранее в коробочку «Лес» наклеиваются на основы треугольной формы, а из коробочки «Обочина дороги» — на основы прямоугольной формы. К основам прикрепляются бумажные ободки, готовые шапочки надеваются на детей.

Дети в шапочках одинаковой формы становятся в круг, ведущий держит клубок ниток, и начинает: “Я – береза, моими листьями любит лакомиться…гусеница”. Держит конец нитки, а клубок бросает товарищу- «гусенице». “Гусеница” продолжает: “Мной питается синичка” и бросает клубок ребёнку- «синичке». Клубок продолжает свой путь до тех пор, пока все не будут связаны общей сетью, некоторые по несколько раз. “Что у нас получилось? ” — “Паутинка. Она символизирует связи, которые можно наблюдать в лесу”. Воспитатель тянет за ниточку и спрашивает, кто почувствовал натяжение нити. Если его хорошо чувствуют все дети, можно сделать вывод, что система недостаточно устойчивая, её легко разрушить.

Эта же игра проводится для сравнения устойчивости экосистем. Для этого следует разделить детей на две подгруппы: одна изображает систему леса, а вторая – обочину дороги. В этом случае воспитатель становится между подгруппами детей и тянет одновременно за их ниточки. Какую систему быстрее перетянет (разрушит), та и менее устойчива.

Необходимо подвести детей к выводу о том, что более устойчива та система, в которой видовое разнообразие больше, а, соответственно, и больше взаимосвязей.

С целью формирования у дошкольников умения прогнозировать результаты действий и поступков человека в природе данную игру можно продолжить.

“А теперь представьте: пришел лесоруб и срубил березу. Что произойдет? ” – “А если будет вырублен весь лес? ” Дети делают выводы: “Когда дерево падает, оно тащит за собой все веревочки-связи. Тех, кто чувствует, как дерево потянуло веревочку за собой, тем или иным образом затрагивает смерть дерева: нечего есть гусенице, потом синичке и т.д. ”

Этот процесс продолжается до тех пор, пока все дети не почувствуют, что и их затронула гибель дерева (Приложение 3).

Затем детям предлагается предположить, почему система обочины дороги стала менее устойчивой системы леса, дав им возможность сделать вывод о влиянии деятельности людей на природу.

2. 3 Формирование знания и желания выполнять элементарные нормы и правила взаимодействия с природой.

Формирование нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного отношения к природе, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей среде.

Критерием сформированности ответственного отношения к природе является нравственная забота о будущих поколениях.

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес, новая система ценностей исходит из понимания

уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы

подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах. Сложились определенные правила вежливости, которые мы справедливо считаем необходимыми. Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Формы поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов ("Были мы за речкой, на том берегу, на большом душистом заливном лугу. Бабочек ловили и венки плели, на колхозном сене отдыхать легли... Стрекозу поймали, крылья хороши! За кувшинкой лезли через камыши... " Или еще: "А потом? Гулять ходили, пестрых бабочек ловили. Как? Вот этак и вот так. Еще этак и вот так! ") до безудержных дифирамбов нелепым, экологически безграмотным хозяйственным проектам.

Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, "повернуть" реки) дорога очень короткая.

Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей (Приложение 4).

Но встает вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер. Ведь получается: "Не делай того, не делай этого... " Не слишком ли много запретов обрушивается на ребенка?

Ответ на этот вопрос будет состоять из двух пунктов.

  1. Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в этом — значит делать, пусть и не осознанную, но уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды быть не может.
  2. "Обрушивать" эти запреты на ребенка "сверху" нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты дошкольниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить "спасибо".

Одной из форм работы по формированию гуманного и трепетного отношения дошкольников к природе является моделирование «Пищевые цепочки» с последующей словесной игрой «Что было бы, если (вырубить все деревья, вытоптать травянистые растения, уничтожить всех волков и т.д.)» В результате дети самостоятельно приходят к выводу, что все составные части окружающего мира взаимосвязаны, человек обязан предвидеть результаты своей деятельности, ограничить, а во многих случаях и запретить охоту на животных, ограничить ловлю рыбы и т.д.

Решая подобные экологические задачи, дети знакомятся с одним из основных законов экологии – "Все связано со всем”, раскрывающим всеобщую связь процессов и явлений в природе.

3. Заключение.

Важным условием успешного экологического воспитания дошкольников является выработка единых подходов к экологическому воспитанию в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного примера взрослых в повседневной жизни. Родители и воспитатели должны в связи с этим сами понимать суть экологических проблем и причин их порождающих, вовлекать детей в совместную деятельность. Практика показала, что проблемы экологического образования и воспитания детей вызвали интерес и внимание у родителей. 76% семей приняли участие в экспедиции в лес, активно включились в исследование экосистем и обработку полученных результатов.

В ходе работы дети старшего дошкольного возраста

  • овладели навыками исследования биологического разнообразия экосистемы
  • усвоили на доступном им уровне элементарные экологические понятия
  • научились определять и сравнивать устойчивость экосистем
  • сделали вывод о зависимости устойчивости экосистемы от видового многообразия
  • научились прогнозировать результаты действий и поступков человека в природе
  • осознали основные нормы и правила взаимодействия человека с природой

- стали внимательно и эмоционально-положительно реагировать на объекты и явления окружающей природы.

Предметно-пространственная развивающая среда групп пополнилась разнообразными материалами: фотоальбом о ходе и этапах экспедиции в лес, картотека видового разнообразии леса и обочины дороги, дидактическая игра «Пищевые цепочки», графические модели «Взаимосвязи в лесу и на обочине дороги», шапочки для игры «Сообщества».

Проведённая работа позволяет сделать следующий вывод: на основе практической исследовательской деятельности и усвоения элементарных представлений о биологическом разнообразии и устойчивости экосистем леса и обочины дороги у детей дошкольного возраста формируются основы экологического мировоззрения и повышается общий уровень их экологической культуры.

Организация детской деятельности по исследованию экосистем может быть логически продолжена и направлена на изучение и сравнение наземных и водных, природных и антропогенных экосистем, выявление влияния деятельности человека на природу. Эта работа может способствовать чувственному и эмоциональному развитию детей, воспитанию способности удивляться прекрасному и, во многом, неизведанному миру природы, восхищаться им. Немаловажным моментом является и формирование у дошкольников способности и желания заниматься экспериментальной и поисково-исследовательской деятельностью, которая развивает познавательные интересы ребёнка, учит самостоятельно добывать необходимые знания, делать «открытия», положительно влияет на обогащение памяти, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи.

Содержание и методы, представленные в проекте, могут быть использованы педагогическими работниками других дошкольных образовательных учреждений в практике экологического воспитания детей.

Список литературы.

  1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возрасти. –М.: изд-во «Российское педагогическое агенство», 1997. – 132 с.
  2. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета – наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. –М.: изд-во «Лайда», 1995. – 95 с.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159 с.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 184 с.
  5. Зверев А.Т. Экологические игры. – М: Дом педагогики, 1997.
  6. Зверева-Андреевская Е.Г., Монтазери О.Н., Игошина М.А. Окружающий мир: методические рекомендации и сценарии занятий. – М.: ЮВЕНТА, 2006. – 128 с.
  7. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: книга для воспитателей детского сада /под ред. Н.Ф. Виноградовой, 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988, — 159 с.
  8. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80с.
  9. Иванова А.И. Мир животных: Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 336с.
  10. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56с.
  11. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. –Мн.: Асар, 1996. –128 с.
  12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в подготовительной группе детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160
  13. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М.: Мозаика-синтез, 2002. – 112 с.
  14. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 1995. – 48 с.
  15. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: метод. Материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. -64 с.
  16. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. –М.: Мозаика-синтез, 1999. – 224 с.
  17. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 120с.
  18. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

Приложение 1

Семинар-практикум для родителей.

Тезисный план.

Тема: «Значение семьи в экологическом воспитании ребёнка»

Цель: обеспечение взаимодействия с родителями в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Тезисный план.

  1. Мы живем в экологически неблагоприятной обстановке, обусловленной действием вредных для организма веществ (промышленные и автомобильные газы, ядохимикаты, удобрения, пищевые добавки). Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В.И. Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Именно поэтому сейчас стоит очень остро проблема «Окружающая среда и здоровье человека». Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо, прежде всего, позаботиться об окружающей среде.
  2. Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры. Показателями экологической культуры являются: интересы (к природе, к проблемам ее охраны); знания (о природе, взаимосвязях в природе, способах рационального использования, сохранения и приумножения); чувства по отношению к природе (нравственные и эстетические); позитивная деятельность и поведение в природе; мотивы, определяющие поступки по отношению к природе. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.
  3. Цель экологического образования в семье — формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.

Направления экологического образования в семье:

  • обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям
  • обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания
  • формирование у членов семьи культуры потребления и понимания — необходимости вторичного использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей

- организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.

4. Практикум «Изучение биологического разнообразия леса»:

разделиться на подгруппы по 4-5 человек, в разных местах леса разложить квадраты из брусков размером 1 на 1м, исследовать, какие виды растений и животных находятся на площади, ограниченной квадратами и зарисовать их.

5. Решение организационных вопросов по подготовке и проведению исследовательской экспедиции в лес с детьми.

Приложение 2

Фотографии «Исследование биологического разнообразия экосистемы».

Приложение 4

Фотографии «Игра “Сообщества”»

Приложение №4

Правила поведения в природе

(с комментариями).

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Каким может быть обоснование этого правила?

Дерево — живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.

Не исключено, что воспитатель найдет возможность сообщить детям и о питании растения "из воздуха" с помощью листьев: на свету (из углекислого газа и воды) в них образуются необходимые растению, животным и человеку питательные вещества (крахмал, кислород). Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить? К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.

2. Не повреждай кору деревьев! Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

3. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты — очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми (сон-трава, венерин башмачок, стародубка и другие). Жертвами нашей "любви" к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш. Вот почему было бы неверно ориентировать дошкольников на сбор маленьких, скромных букетиков, противопоставляя их "огромным букетам-веникам". Важно показать какой вред природе могут нанести люди, если сорвут даже по одному-единственному цветку. Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает группа детей любителей "скромных букетиков". Важно, чтобы ребята осознали простые истины: выросший на лугу цветок находится здесь "у себя дома", он связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения... Имеем ли мы право — срывать цветок для того только, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.

5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лекарственные растения — ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.) Поэтому дети могут заготавливать те растения, которые многочисленны (горец птичий, пастушья сумка, тысячелистник и др.) Но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой. Разумеется, сбор лекарственных трав должен проводиться под руководством воспитателя, а еще лучше — медицинского работника или работника аптеки. Совершенно недопустимо, чтобы заготовка лекарственного сырья превращалась в проводимое "для галочки" массированное истребление местной флоры. Ясно, что одно такое "мероприятие" может свести на нет долгие усилия педагогов по экологическому воспитанию дошкольников, не говоря уже об уроне, который понесет природа.

6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

7. Не сбивай грибов, даже ядовитых. Помни, что грибы очень нужны в природе.

У некоторых ребят формируется отрицательное отношение к несъедобным, а особенно ядовитым грибам. Встречая такие грибы, дети стараются уничтожить их (сбить, раздавить), нередко мотивируя это тем, что такими грибами могут отравиться животные или люди. Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью — грибницей — они срастаются с корня ми деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.

8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. Пауки — традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные. Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по-своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.

9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

10. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели — насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причина этого — широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который, кстати, невкусен, или просто ради забавы. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений. Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее.

11. Не разоряй муравейники.

12. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

13. Не убивай змей, даже ядовитых. Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.

14. Не лови диких животных и не уноси их домой. Известно, что ящерицы, ежи, некоторые рыбы, птицы нередко оказываются жертвой любви ребят к "нашим меньшим братьям", которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Важно убедить детей в том, что лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д. В нашем доме или живом уголке можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.

15. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.

16. Не разоряй птичьи гнезда.

17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Особенно часто дети приносят домой или в класс уже оперившихся, но не умеющих летать птенцов, которых они считают "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подрастающие, которые учатся летать. Родители подкармливают их. Пойманные ребятами птенцы, как правило, быстро погибают в неволе.

19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.

20. Не шуми в лесу, в парке. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

21. Не жги весной траву на лугу. Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.

22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.

Такие основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть дети. Этот список не окончательный. В будущем он может быть дополнен.

Т.о. единство экологического сознания и поведения — сущность экологического воспитания.

Просмотров: 505
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Попова Ольга. Формирование представлений у детей о диких животных сибирского леса
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Ольга Викторовна Калиниченко. «Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав»
  • Завьялова Юлия Анатольевна. Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе На тему: «Жизнь растений»
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Фадеева И.И. Теплякова М. В. Скобина Е. Н.. Сценарий экологического праздника «Друзья леса» в подготовительной группе
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Закутняя Т.Н., Шаболдина Н. А.. «Организация практической деятельности дошкольников в природе»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Тесленко Елена Николаевна. Конспект совместной образовательной деятельности по развитию экологических представлений по теме: «Экосистема леса».
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Гульнур Валиуллина. Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду
  • Пученина Людмила Юрьевна Камардина Ольга Андреевна. Условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь