Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 «Соколенок» г. Калуги
Выполнила: Евстафеева Марианна Алексеевна, Воспитатель Калуга, 2018
Дети часто приносят в детский сад различные игрушки на батарейках. Однажды Герман принес в группу робота. Робот ездил по столу, издавал различные звуки, трансформировался в машинку, с такой замечательной игрушкой каждый хотел поиграть. Робота включали и выключали бессчётное количество раз. И вот робот перестал работать. Герман огорчился. «Наверное, батарейки сели». Дети наперебой стали Герману советовать, что делать.
Настя – Попроси родителей купить новые.
Артём –Конечно новые купите, а эти выбросите.
Полина – А ты попробуй достать их и постучать, я видела так папа делал, может заработает.
Никита – Да надо просто их выбросить.
Безобидный, казалось бы, предмет нашего быта – батарейка имеют широчайшее распространение в повседневной жизни, как взрослых, так и детей. Услышав разговор детей, я задумалась, а куда на самом деле девать использованные батарейки. Посоветовавшись с детьми, мы решили узнать ответ на этот вопрос.
Актуальность: дети – наше будущее. И мы хотели бы, чтобы они жили лучше нас. Когда вырастут наши дети, экологические проблемы придется решать им. Так что важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно.
Фундамент экологического воспитания необходимо закладывать в дошкольном возрасте. Природоохранная акция является популярной формой экологического воспитания, способствующая развитию положительного эмоционального отношения к природе, формированию активной жизненной позиции у детей дошкольного возраста, помогающая, убедить их в том, что от каждого человека, в том числе и от них, зависит состояние окружающей среды.
Проблема: в каждой семье есть приборы, в которых используются химические элементы питания, и в большинстве случаев, это одноразовые батарейки. Но далеко не каждый знает, что выбрасывать их вместе с бытовым мусором на свалку категорически запрещено! Батарейки относятся к опасным отходам и их нельзя утилизировать с общим мусором, кроме того они являются источником ценных вторичных ресурсов, которые являются безвозвратно утраченными при попадании на полигон. Так же, батарейки являются источником и токсических материалов, при попадании на полигон, оболочка коррозирует, и все содержимое оказывается в почве, воздухе, размывается дождями и может попасть в грунтовые воды. И попадание опасных отходов в окружающую среду происходит повсеместно. Батарейки население, не задумываясь, отправляет на свалку с общим мусором. А А те, немногие обыватели, знающие о необходимости раздельного сбора мусора, не имеют возможности сдать отработанные батарейки на переработку по причине практически полного отсутствия стационарных пунктов приема отработанных батареек.
А одна выброшенная пальчиковая батарейка способна загрязнить до 20 кв. м. почвы и до 200 литров воды, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей! Или территория небольшой детской площадки…
Цель: формирование экологического сознания воспитанников и привития им навыков бережного отношения к природе, привлечение к практической деятельности по улучшению экологической обстановки в городе и области.
Задачи:
- Воспитать бережное отношение к природе родного края;
- Воспитать активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам;
- Воспитать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;
- Привлечь внимание общественности и подрастающего поколения к проблемам загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, выделяемыми из батареек;
- Привить социально – значимые нормы, навыки раздельного сбора мусора и разумного поведения по отношению к природе;
- Способствовать созданию пунктов приема использованных батареек в городе Калуга и в Калужской области.
Участники проекта:
- Дети подготовительной к школе группы; (в ходе реализации проекта, участие приняли дети всех возрастных групп);
- Родители воспитанников;
- Коллектив детского сада.
- Сотрудники министерства природных ресурсов и экологии Калужской области.
Этапы подготовки: Я узнала, что Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области ежегодно проводит масштабную экологическую природоохранную акцию «Батарейку принеси — ёжика спаси». Сначала наша группа, а потом и весь коллектив нашего детского сада решил присоединиться к данной акции и внести свой вклад в решение проблемы загрязнения окружающей среды.
Первый этап нашей природоохранной акции был посвящен работе с детьми. Чтобы заинтересовать детей были подготовлен ряд видеороликов — мультфильмов, которые позволили в доступной форме показать дошкольникам, какой вред могут нанести неправильно утилизированные батарейки. Так же проводили познавательные беседы, игры, наблюдения, опыты, праздники и развлечения, знакомили с художественными произведениями на данную тематику. В каждой группе был установлен контейнер для сбора использованных батареек. Дети сами оформляли контейнер, украсили его аппликацией и рисункам. Так же сами изготовили объявление для родителей.
Наш детский сад принял участие в региональном конкурсе экологического плаката «Батарейки – сдавайтесь!», а также во флэшмобе «Я сдаю батарейки грамотно!»
Следующим этапом нашей акции была работа с родителями. Мы провели для них консультацию, изготовили папки – передвижки, рассказали о вреде батареек и о спасении ежей. Родители активно включились в работу по сбору использованных батареек, рассказали своим соседям и знакомым, о том, что проводится такая акция и каждый может принять в ней участие.
В ходе проведения нашего проекта мы действовали с учетом следующих 7 принципов:
- Уважение – соблюдение прав и учет мнения детей.
- Осознание — необходимость сохранения и поддержки разнообразия культур.
- Переосмысление — люди начинают ценить то, что не ценили ранее.
- Переиспользование — старые вещи можно использовать по-новому, (повторное, многократное использование вещей).
- Экономия — с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов).
- Переработка — ненужные вещи снова станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов).
- Перераспределение — можно использовать ресурсы более справедливо
Экологический аспект: дошкольники узнали о необходимости правильного сбора и утилизации батареек. О том какой непоправимый вред природе может нанести выброшенная батарейка.
Социальный аспект: дети совместно с воспитателями изготовили листовки, которые они расклеили в своем микрорайоне, так о проведении акции узнало большее количество людей.
Экономический аспект: ущерб от элементов питания намного больше, чем от остального бытового мусора, а в их составе есть ценные металлы, запас которых на планете ограничен, а добыча – очень грязная. Сырьё, получаемое после переработки батареек (железо, графит, сульфаты цинка и марганца), можно использовать и для создания новых элементов питания, и в других отраслях, даже в фармацевтике и косметологии.
Выводы: реализация проекта охватила весь коллектив, сблизила педагогов, родителей и детей. В свою очередь родители воспитанников привлекли к этой акции своих коллег, соседей. Дети активно обсуждали проблему дома в кругу семьи. Возможно именно наши батарейки станут удобрением или деталью для автобуса. Но они точно не попадут в почву и не нанесут ущерб окружающей среде. Цель нашей акции –понимание детей что батарейки, выброшенные вместе с другим мусором, наносят вред почве, растениям и животным, а родители стали рассматривать природу, как среду для жизни всех существ, включая человека.
Нашему детскому саду удалось собрать 5 кг батареек, что помогло спасти десятки деревьев, сотни ежей и кротов от отравления и вымирания. Собранные нами батарейки были отправлены в Челябинск, на единственный в России завод по переработке батареек «Мегаполисресурс».
Так же коллектив детского сада и родители узнали, что на постоянной основе в нашем городе продолжают действовать специализированные экобоксы по нескольким адресам: например, ул. Московская, 188 (администрация Московского округа), ул. Ленина, 93 (Городская управа), ул. Заводская, д. 57 (министерство природных ресурсов и экологии Калужской области).
|