Иваницкая Г.В. Воспитатель МАДОУ № 85
В исследовательских изысканиях Л. С. Игнаткиной, Н.Н Кондратьевой, С.Н. Николаевой и других признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте. Содержательным элементом экологического воспитания становится раскрытие специфики живого организма, его неповторимости и неразрывной связи со средой обитания. Основополагающие закономерности живой природы, их познание на конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей, позволяет формировать начальные элементы материалистического мировоззрения. Знакомство детей с природой – это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Дети – это неутомимые исследователи, которые хотят все знать, все понять, во всем разобраться, они смотрят на происходящее с восторгом и удивлением. Поэтому активность детей является основной формой их жизнедеятельности, необходимым условием развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала.
В детском саду реализуется программа «Экологическое воспитание дошкольников через природную лабораторию (метеостанция)». Поддержка проекта осуществляется компанией «Газпромнефть-Восток» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». В рамках этой программы было принято решение организовать отряд «Эколят». В сентябре дети старшей группы были торжественно приняты в отряд «Эколят» – юных защитников природы. Разработан план мероприятий на учебный год, включающий в себя конкурсы рисунков и поделок, развлечения, экологические акции, игры- викторины. Эти, и другие мероприятия экологической направленности, будут способствовать формированию у детей любви к миру живой и неживой природы, умению наблюдать в природе, делиться своими знаниями и наблюдениями с другими детьми, с родителями.
Ещё задолго до появления отряда эколят, дети группы высадили на территории детского сада ёлочку. Елка всю зиму росла в группе на подоконнике, дети поливали ее, наблюдали за ее ростом, измеряли высоту деревца и радовались, что елочка прижилась и подросла на несколько сантиметров. Теперь дети всех возрастных групп могут наблюдать за новым растением на территории ДОУ.
Осенью, когда детей приняли в отряд эколят, интерес к природе и ее объектам у детей возрос. Они стали серьезно относиться к миссии защитников природы, начали рассказывать родителям о поведении в природе, о необходимости соблюдать чистоту и порядок на Земле. Заметно увеличился интерес к чтению познавательной литературе о животных, насекомых, растениях. Юным эколятам захотелось разнообразить растительный мир на территории детского сада. В Томском ботаническом саду были собраны жёлуди, которые дети высадили на территории ДОУ. В целях эксперимента, дети предложили посадить жёлуди дуба и в группе, чтобы наблюдать всю зиму за его ростом. Посаженные в прозрачную емкость жёлуди дали ростки, что очень детей порадовало. Теперь они следят за тем, чтобы почва у будущих дубов была влажной, поливают и рыхлят растения, наблюдают за ростом корней.
В рамках тематической недели «Как животные готовятся к зиме» и к Международному Дню защиты животных, детьми были изготовлены красочные плакаты «Берегите животных!», «Берегите лес от огня!», нарисованы экологические знаки. Совместно с родителями в группе была организована выставка поделок из осенних даров природы. Увлеклись дети придумыванием сказок о животных, насекомых: сочиняют, иллюстрируют книжки – малышки, в которых отображают полученные знания о жизни животных, их повадках, способах приспособления к разным погодным условиям.
Готовятся к проведению «Синичкиного дня», который с давних пор отмечают в России. Объявлена акция «Подкормите птиц!», стартовал конкурс кормушек, выпущена памятка для родителей. Все эти мероприятия вызывают интерес у ребят к родному краю, желание больше узнать об особенностях того места, где они живут, вызывает желание оберегать хрупкую природу своей малой Родины; а также повысить экологическую культуру не только детей, но и взрослых.
Для усвоения экологических знаний, формирования нравственных качеств с детьми ведется работа на метеоплощадке, которая располагается на территории детского сада. В работе на метеоплощадке используются разные методы: наглядные, словесные, практические. Работа на площадке дает возможность развивать у детей наблюдательность, мышление, умственную активность, любознательность. Умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать, описывать. Развитие мышления и речи идет как единый процесс. Каждый день юные «Эколята» собираются на метеоплощадке для наблюдения за показаниями приборов, с помощью которых учатся прогнозировать состояние погоды на короткий срок. Играя в метеорологов на метеоплощадке, дети очень серьезно относятся к наблюдениям, знают все приборы, могут рассказать, для чего нужен каждый из них. Показания приборов по приходу в группу записывают в календаре с помощью установленных значков – символов. В конце каждого месяца проводится сравнительный анализ погоды. С помощью этого анализа, а также, пользуясь народными приметами, дети научатся прогнозировать погоду на ближайший сезон.
Вся проводимая экологическая работа направлена на формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
|