Любовь Кошелкина. Сенсорно-моторное полотно в коррекционной группе

Сенсорно-моторное полотно в коррекционной группеСенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Предлагаемое сенсорно-моторное панно рекомендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях — как массовых, так и компенсирующего вида. Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи.
Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием мышления. Средний и особенно старший дошкольный возраст — это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор ребенка, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения; ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, что сказывается и на его речи .
Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность; она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, JI. Вы­готский считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть ха­рактерные признаки представленных на них объектов, расска­зывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка и т. д.; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Практические действия с предметами, иллюстрациями, схемами, выполняе­мые самим ребенком, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико-грамматических категорий, развитию логического мышления.
Любая картинка на сенсорно-моторном панно как бы оживает, пред­меты можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную по­требность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная сме­на видов деятельности с включением двигательного анализато­ра активизирует внимание детей, поддерживает интерес к за­нятию.
Ребенку легче понять сюжет, который на его глазах и создается. Панно позволяет использовать при восприятии сюжетной карти­ны двигательный анализатор, т. е. прибегать к приему, наибо­лее активизирующему речевую деятельность детей.
Таким образом, использование сенсорно-моторного по­собия  «Времена года» поможет реализации  задач, стоящих перед логопедом и  воспитателем:
Развитие сенсорно-моторных навыков;
Обогащение словаря ребенка и формирование у него грам­матических категорий;
Развитие связной речи в процессе обучения рассказыва­нию;
Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);
Формирование пространственно-временных представле­ний.
Процессу обучения детей различным видам рассказывания предшествует большая работа по сравнению отдельных предме­тов и явлений. Взрослый может предложить ребенку в качестве помощи план рассказа. Например: «Весна»
1.Какое время изображено на картинке?
2.Назови первые приметы этого времени года в природе.
3.Назови весенние месяцы.
4.Назови признаки весны.
5.Расскажи о жизни птиц и зверей весной.
Ребенок сам может сложить картинку на панно, соответствующую оп­ределенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу, но и по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ. Это повышает его заинтересо­ванность в выполнении задания, стимулирует речевую актив­ность и произвольное внимание.
В процессе занятия дети отгадывают загадки, сравнивают предметы и явления, слушают и заучивают стихи — все это спо­собствует развитию мышления, памяти, внимания.
Для развития психических процессов можно предложить также следующие игры.
«Чего не стало?» Взрослый убирает какую-нибудь сущест­венную деталь картины, а ребенок называет исчезнувший пред­мет.
«Что изменилось?» Взрослый меняет местами какие-нибудь существенные детали картины, а ребенок говорит, что измени­лось.
«Нелепицы». Взрослый составляет из деталей игры различ­ные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на панно (например: летом  на деревьях лежит снег, грибы растут на дереве  и т. д.).
Формирование пространственно-временных представлений нередко вызывает значительные трудности. Действия с панно помогут детям усвоить та­кие понятия, как верх — низ, вправо — влево, перед — за — по­сле — между, над — под; названия месяцев и времен года (их количество и последовательность).
Панно помогает на занятиях в области познания (ознакомление с окружающим  миром, с  природой, в  области  продуктивной  деятельности
(рисование, лепка, аппликация, конструирование). В основе ознакомления с природой лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процесе как повседневного общения, так и на специальных занятиях. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, я объясняю детям, как можно достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, расположения. Дети учатся располагать детали с учетом перспективы (ближе - дальше). Это помогает лучше понять глубину картины. Конструирование и аппликация требует исследования формы предмета (образца), его строения. Помогаю детям выяснять взаимоотношения частей в пространстве и соотносить свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорно-моторное панно.

Просмотров: 467
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Трапезникова Ольга Владимировна. Конспект непрерывно- образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи с воспитанниками седьмого года жизни с ОНР Тема: «В гости к Незнайке»
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Биглова Альфира Жангареевна Титеева Лариса Анатольевна. «Создание ПРС на примере мозаичного панно для ознакомления с художественной литературой и развития речи»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Лебедева Ксения. Конспект НОД по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «За обедом» в группе раннего возраста (2-3 года)
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Любовь Вячеславовна Зотова. Развитие временных представлений у дошкольников 4-5 лет.Формирование знаний о последовательности частей суток.
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Щендрыгина Ольга Евгеньевна. Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме «Одежда» — «Путешествие с Лесными зверьми и Совой»
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Васильева Наталья Николаевна. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи
  • Курочкина Галина Валентиновна. Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Большакова Наталия Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь