Выполнила: воспитатель 1 кв. категории Жармышева. Ч.М. Магнитогорск 2015 г
В современных условиях социально-экономических изменений, реформирования образовательной системы, введения федеральных образовательных стандартов дошкольного образования организация полноценного процесса на всех его ступенях. Постоянно увеличивающийся поток информации обуславливает необходимость развития мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Общение ребенка с природой, его восприятие окружающей действительности происходит в основном по естественным, чувственным, эмоционально-подсознательным каналам. Воспринимая природные явления, ребенок, прежде всего, выделяет наиболее яркое и необычное. Естественные науки дают богатый материал для активизации познавательной деятельности дошкольника, достижения развивающего эффекта процесса познания. Их системный, но в, тоже время проблемный, зачастую парадоксальный, материал с большим числом новых фактов позволяет «оживить» основы этих наук, организовать эвристический эмоционально переживаемый поиск «моментов истины», «повторения открытий» в проигрываемых и реальных образовательных ситуациях.
Роль воды, воздуха, почвы, света в Земной природе и, в частности, для человека трудно переоценить. Данные понятия, являясь «природообразующими» и общечеловеческими, всегда играли огромную роль в формировании в науке понятия о естественнонаучной картине мира. Велика также роль в мифологическом и религиозном мировоззрениях. Неслучайно термин «свет» и образ его источника, «светоча» ( «глаза — светоч души», «земелюшка — чернозем», «водица-царица» и др.) в самых разных значениях и формах встречаются в литературе и искусстве, где обеспечивается наиболее яркое эмоциональное переживание (на основе которого, например, традиционно строится сюжет народных сказок, где планируется смена эмоций, яркое противопоставление света (добра) и тьмы (зла), а в итоге добро побеждает зло).
Необходимо подчеркнуть специфику детского экспериментирования:
- Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития ребенка.
- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний.
- Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
- В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
- Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Важнейшая особенность эксперимента состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления. В процессе экспериментирования ребенок выступает субъектом деятельности, осваивает ориентировочную основу поисковой деятельности, приобретая соответствующие умения. Житейские понятия уточняются, систематизируются, ребенок начинает подходить к пониманию явления с научных позиций.
Экспериментальная деятельность активно включает в работу эмоциональную сферу личности дошкольников, обеспечивающую внутренний психологический механизм связи мышления с чувственно–предметной деятельностью, механизм смыслообразования.
Особое внимание при решении проблемных задач педагог уделяет неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять ошибочность решения, и подводит к поиску нового способа. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребенка; очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к заданию. Доброжелательная оценка педагога, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность, позволяет детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Атмосфера эмоционального творческого подъема создает ощущения радости познания. Все это позволяет придерживаться определенной логики в организации экспериментальной работы с дошкольниками.
Следует особенно подчеркнуть, что содержание и последовательность организации опытно-экспериментальной работы будут зависеть от уровня развития познавательных способностей детей, их предшествующего опыта, имеющейся у них понятийной базы.
|