Проект "Лук наш друг"
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА.
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.
Тема проекта: «Лук наш друг».
Тип проекта.
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: средней продолжительности.
Продолжительность проекта: 4 недели. Февраль – март 2017 г.
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы (с 3 до 4 лет), воспитатель, родители.
Автора проекта: Бурганова Олеся Игоревна, воспитатель.
Скачать конспект
Линия развития: экологический.
Объект исследования: репчатый лук.
Проектная идея: объединение детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике весной.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад №1 города Бугуруслана», группа
«Знайки».
Форма проведения: дневная (в рамках организации воспитательно-образовательного процесса во время ОД и в повседневной жизни).
Оборудование и материалы:
- игровой персонаж – кукла Чиполино; корзинка с луковицами; контейнеры с землей; лейки с водой; грабельки, совочки, влажные салфетки; клеенка на столы; фартуки для детей;
- дощечки, пластилин, стеки, емкость с гречей для имитации грядки, салфетки, картинки с изображением овощей; образец готовой поделки.
- Ватные палочки, баночки с водой, альбомный лист, гуашь, фломастеры, лук, игрушка Чиполино;
- шапочки с изображением лука.
Актуальность проекта: в нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи:
- формирование представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло);
- закрепление представления о репчатом луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку;
- выработка навыков посадки лука в землю;
- выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицами во время его роста;
- способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Участие родителей в реализации проекта.
- Беседа с родителями.
- Консультация и изготовление папки-передвижки для родителей.
- Изготовление табличек-указателей с картинками растений (лука).
- Помощь родителей в приобретении посевного материала, емкостей для выращивания овощей, изготовление шапочек для игр.
Предполагаемый результат.
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности; формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.
Продукт проектной деятельности.
- Употребление в пищу выращенного лука.
Презентация проекта.
- Презентация проекта «Лук наш друг» для методического объединения воспитателей ДОУ города Бугуруслан.
- Оформление папки-передвижки «Лук наш друг».
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Приложение № 1.
- Консультация для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука». Изготовление папки-передвижки.
Приложение № 2.
- Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде».
- Чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.
Приложение № 3
- Дидактические игры «Вершки – корешки», лото «Овощи, фрукты, ягоды».
Приложение № 4
- опыты: «Луковка», «Лук и земля», «Лук и вода», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет».
Приложение № 5
- Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Сажаем лук», рисование ватными палочками: «Друзья для чиполино».
- ОД по познавательному развитию «Посадка лука»
Приложение № 6
- Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
- Подведение итогов проекта: оформление папки-передвижки «Лук наш друг».
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Вывод: в результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько ценен лук. Рассматривая с детьми, выполненную работу, сделали вывод, лук прорастает по своему, все зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти в земле, может расти один и целой семейкой, а также в виде ракеты (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук).
По итогам работы было отмечено:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
- Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
- Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук наш друг».
- Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
- Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт практико-ориентированной деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
- Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
- Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
- Родители приняли активное участие в проекте «Лук наш друг».
Использованная литература.
- Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я».
- Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
- Осипов Н.Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
- Смирнов А. «Зачем луку луковица».
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М.: Просвещение, 1992
- Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М.: Просвещение, 1992
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 1990
- Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром» — М.: Просвещение, 1987
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2014
- «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. М.: Воспитание дошкольника, 2005
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
- Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
- Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
- Паникоровская Н. «1000 загадок, скороговорок, считалок».
|