Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с железнодорожным вокзалом и железнодорожными профессиями»
Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории Макарова Наталья Николаевна г Рузаевка 2018 «Детский сад №114» структурного подразделения МБДОУ "Детский сад "Радуга" Рузаевского муниципального района Республики Мордовии
Цель:
- Познакомить детей со зданием вокзала, его основными архитектурными элементами, внутренним устройством.
- Формировать представление об особенностях работы служащих вокзала.
Задачи по образовательным областям:
- Социально-коммуникативное развитие: Создать условия для усвоения норм и ценностей, правил поведения принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Обеспечение развития первичных представлений: о различных видах труда взрослых, о профессиях железнодорожников.
- Познавательное развитие: Формировать представления об особенностях работы служащих вокзала. Знакомить детей со зданием вокзала, его основными архитектурными элементами, внутренним устройством. Дать представление о деньгах, способах оплаты за билет. Создать условия для приобретения опыта работы с план – картой, план — схемой.
- Физическое развитие: формировать нравственные – волевые качества общую выносливость, быстроту, координацию ловкость выдержку внимание.
- Речевое развитие: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Воспитание литературно-художественного вкуса, способствовать пониманию настроения произведения, чувствовать ритмичность текста добиваться выразительности чтения, стихотворений. Обогащение активного словаря.
- Художественно-эстетическое развитие: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Предварительная работа:
- Изготовление плана – карты железнодорожных предприятий города.
- Изготовление плана – схемы вокзала.
- Изготовление знаков.
- Экскурсия детей вместе с родителями на вокзал.
- Создание презентации.
- Разучивание игры «хорошо – плохо»
- Разучивание стихов о железной дороге.
- Беседы, речевые ситуации на железнодорожные темы.
- Встречи с интересными людьми работающими на предприятиях железнодорожного транспорта.
- Разучивание физминутки.
- Создание видеописьма.
- Знакомство детей с понятиями «деньги», виды «оплат».
Материалы к занятию: План – карта, план – схема, знаки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, медиапроектор, компьютер, звукозаписи, презентация, мяч, видеописьмо.
Ход занятия:
Ребята. Посмотрите. Перед вами план–карта железнодорожных предприятий нашего города. Про многие из них мы уже с вами поговорили. Узнали о том люди, каких профессий здесь работают, чем занимаются, какую пользу приносят железной дороге. Следующим объектом на плане – карте станет вокзал.
Как всегда мы с вами должны составить план – схему важных объектов на вокзале. Познакомиться с особенностями работы служащих вокзала. Уточнить какими качествами необходимыми для успешной работы должны обладать.
(1-4 слайды)
Вы уже со своими родителями были на вокзале. И обратили внимание на то, что здание вокзала очень красивое. Оно состоит из 3 частей: центральная, самая высокая часть, и две пониже, которые отходят от центральной в разные стороны. Они называются так: правое и левое «крыло».
- Какие основные элементы вы видите? (Купол, надпись, высокое крыльцо, широкий вход, большие окна)
- Мы с вами говорили о том, что здание вокзала – главное не только на железной дороге, но и в городе. Его называют «лицом» города.
- Давайте посмотрим, какое «лицо» у нашего города. (Красивое, яркое, большое, интересное, аккуратное, чистое)
- Действительно! Мы, можем гордиться нашим вокзалом и нашим городом!
- Перед тем как мы пойдем внутрь, повторим правила поведения на вокзале
(Ответы детей) Соответствующие этим правилам знаки приклеиваем в правом нижнем углу плана – схемы.
На входе нас встречает пост полиции. И мы его отмечаем на плане – схеме значком, как важный объект. Как вы думаете, почему этот пост самый первый у входа? (Чтобы хорошо видеть всех, кто входит). Ребята! Сотрудник полиции является на вокзале ответственным за безопасность и спокойствие пассажиров. Поэтому ему, конечно, нужно очень хорошо видеть все помещение. Он следит за порядком не только в зале ожидания, но и на улице у входа. В этом ему помогают специальные видеокамеры. Если случилась неприятность, нужно сразу обратиться на этот пост. Вам обязательно окажут помощь!
Игра «Хорошо — плохо». (5-9 слайды)
Ребята! Проходим дальше. Здесь на вокзале работает с пассажирами очень важный сотрудник вокзала. Этот объект отмечаем на плане – схеме тоже значком. Послушайте стихотворение и скажите, как он называется.
«Сидит он в кабинете И за все в ответе! Он – дежурный по вокзалу! И забот у него не мало:
За порядком здесь следить, Пассажиров разбудить, Объявить ожидающим в зале, Что бы на поезд не опоздали!
К нему с любой проблемой Спешите подойти. Ответит непременно И пожелает: «Счастливого пути!»
- Кто скажет, что это за сотрудник? (Дежурный по вокзалу). Чем он занимается на вокзале?
- Ребята, какими качествами должен обладать человек работающий дежурным по станции? (Ответы детей)
Физминутка: «На вокзале» (Музыкальный видеоролик)
Мы продолжаем свою прогулку по вокзалу и обращаем своё внимание на стенд с расписанием. Его тоже отметим на плане. На этом большом стенде расположено расписание отправления и прибытия поездов. Каждый пассажир, собираясь в дальнюю дорогу, прежде всего, заглянет на вокзал, чтобы посмотреть, каким поездом, в какое время ему лучше ехать. На расписании можно увидеть станции отправления и прибытия, номер поезда, число и время отправления всех поездов сразу.
А теперь на карте – плане нам нужно отметить билетную кассу. Если нам нужно уехать недалеко, то мы купим билет в этой кассе. Она называется пригородная. А если мы уезжаем на дальнее расстояние, то пойдем в эту кассу – пассажирскую.
- Какие сотрудники продают билеты? (Кассиры)
«Всем билеты предлагают. Кто, куда поедет- знают. Попросят паспорта, Предоставить чтоб места.
Напишут место, час. И запустят в поезд вас. Дни и ночи напролет Их здесь всегда работа ждет!»
Какими качествами должен обладать билетный кассир? Каким по характеру должен быть человеком? (Ответы детей)
У нашей Дарины бабушка работает билетным кассиром. Для вас она прислала видеописьмо. В нём она хочет рассказать о своей работе. Давайте вместе посмотрим.
Просмотр видеописьма.
Очень интересный получился рассказ. Мы обязательно поблагодарим Анну Михайловну за видеописьмо.
А вот вам ребята интересный вопрос. Подскажите, как, какими способами может пассажир оплатить свой билет? (Ответы детей)
Для пассажира это очень удобно.
Когда вы были на экскурсии, все конечно обратили внимание на интересное устройство. Оно называется табло. На табло тоже есть расписание. Здесь пассажир может посмотреть только поезда, которые отправляются в ближайшее время. Информация на табло постоянно меняется. Расписание поезда, который уходит со станции исчезает, а на этом месте появляется другое расписание. Кроме номера поезда, время отправления можно посмотреть и номер пути, где стоит поезд. Делаем отметку значком на плане.
Ребята подскажите какие ещё объекты которые есть в зале ожидания мы с вами отметим на план – схеме? (Ответы детей)
Правильно это и киоски с товарами для поездки и кафе, медпункт а ещё на вокзале есть комнаты отдыха, помещение для хранения багажа, и другие не менее важные объекты где трудятся работники вокзала. Их труд важен и необходим для того, чтобы поездка пассажиров была комфортной и безопасной. Обойдя весь вокзал, мы с вами смогли заполнить план – схему и оказались у противоположного выхода. Этот выход ведёт на перрон к платформам: (10-15 слайд)
Нам открывается страна с вокзального порога. Откроешь дверь, И вот она – железная дорога! Зеленый, красный свет горит,
И каждый миг сигналом Вокзал с дорогой говорит И поезда с вокзалом»
А трудятся здесь люди очень ответственные, талантливые и трудолюбивые. Люди которых очень уважают и которыми гордятся в нашем городе. И мы обязательно не раз пригласим их к нам в гости.
Ребята! На этом наша прогулка по вокзалу заканчивается. План – карту и план — схему поместим в железнодорожный сектор. И обязательно поделимся впечатлениями.
Литература.
- Бендюков М., Соломин И., Ткачёв М. Азбука профориентации. СПб., 1997.
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Ларина т.В. Дошкольникам о железной дороге: Метод. Пособие / Т.В. Ларина, и.Б. Мубаркшина. – Ульяновск: ГДОУ Цетр развития ребёнка – детский сад №74, 2004.
- Профориентация дошкольников на профессии сферы железнодорожного транспорта (из опыта работы НДОУ «Детский сад № 118 ОАО «РЖД») / Л.М. Макарова и др. Ч.1. Самара, 2010.
|