Конспект занятия «Профессии. Служба спасения – 112. МЧС России»
Жукова Наталья Константиновна Воспитатель ГБОУ Школа в Капотне корпус "Моховой" г. Москва
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Образовательная область: Формирование Целостной Картины Мира (формирование основ безопасности)
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Основные цели:
- сформировать представление детей о профессии «Спасатель»;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;
- тренировать умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, закрепить умение обращаться за помощью ко взрослым;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности, инициативность.
Дидактические материалы: презентация «Спасатели», иллюстрации «Инструменты», игра «Профессии»
Оборудование: ноутбук
Краткая аннотация к работе: профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим его людям. На свете существует много профессий, о которых необходимо знать детям, для дальнейшей ориентации в жизни. В рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о работе спасателей; закрепляют умение набирать номер 112; формируют умение обращаться за помощью в службу спасения.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о профессиях.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, где мы с вами сейчас находимся? (В детском саду)
- Расскажите, люди каких профессий тут работают? (ответы детей)
- Какие профессии у ваших родителей?
- Хотели бы вы иметь такие же профессии, когда станете взрослыми?
В группу вбегает растерянный Незнайка…
Незнайка: ребята, пожалуйста, срочно! В Цветочном городе беда! Нам нужна ваша помощь!
Воспитатель: Что случилось, Незнайка?
Незнайка: Ну! Нууу! Ой, я, кажется, забыл…
Воспитатель: Ребята, хотите помочь жителям Цветочного города?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
2. 1. Игра «Опасные ситуации».
Дидактические задачи:
- актуализировать знания детей об опасных ситуациях.
- закрепить умение обращаться за помощью.
Воспитатель говорит, для того, чтобы помочь жителям Цветочного города, надо понять, что произошло в городе, в этом нам поможет игра «Опасные ситуации».
- Может быть, Незнайка вспомнит, что у них приключилось?
Дети подходят к столам и выбирают карточки, на которых изображены опасные ситуации. Рассказывают, в чём состоит опасность. Какие службы необходимо вызвать. Выбирают цифры и составляют номера телефонов: 101- пожарная служба, 02-полилиция, 103-скорая помощь, 04-служба газа.
Воспитатель: Незнайка, ты вспомнил, что произошло в Цветочном городе?
Незнайка: Нет! Ой – ой — ой! Что же делать?
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования представления о профессии «Спасатель»;
- сформировать под руководством воспитателя фиксацию затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
- В Цветочном городе произошла Чрезвычайная ситуация!!!
- В ней помогут разобраться люди этой профессии. Воспитатель показывает еще одну картинку (Спасатели).
- Люди какой профессии изображены на этой картинке?
Дети в затруднении. Они говорят, что не знают, что это за профессия.
- Смогли ли вы помочь жителям Цветочного города? (Не смогли)
- Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, что случилось в Цветочном городе и что это за профессия изображена на картинке)
- Что нам сейчас нужно узнать? (Надо узнать, что случилось у Незнайки, и кто может придти на помощь.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- сформировать представления о профессии «Спасатель».
- Познакомить с работой службы спасения — МЧС.
- Как это можно сделать? (Можно спросить у того, кто знает, посмотреть в книге или найти в средствах массовой информации).
Воспитатель: ребята, у Незнайки случилась «чрезвычайная» ситуация. Как вы думаете, что означает слово «чрезвычайная»? (необычная, опасная, страшная. Та, которая случилась внезапно, неожиданно, быстро).
- Когда случаются подобные ситуации, то людям помогут спасатели МЧС.
- Спасатели МЧС — это сотрудники Министерства Чрезвычайных ситуаций, которые первыми приходят людям на помощь при наводнениях, пожарах, авариях, стихийных бедствиях, при необходимости оказывают медицинскую помощь пострадавшим. Телефон службы спасения с любого сотового телефона в любом месте нашей Родины 112.
- Какой номер надо набрать на телефоне, чтобы вызвать службу спасения? (112)
- Сейчас мы посмотрим презентацию о службе МЧС и о профессии спасатель.
Просмотр презентации «Визитная карточка службы МЧС России»
За помощью к спасателям мы обращаемся и в ситуациях, когда нет никаких бедствий. Сотрудников МЧС вызывают, чтобы взломать входную дверь, открыть квартиру, пробравшись через балкон соседей, кого-то достать из реки, снять с крыши, достать ребенка, застрявшего в лестничных перилах. Эти специалисты могут работать не только в городе. Они спасают заблудившихся в лесу людей, помогают рыбакам, которые оказались на отколовшихся льдинах. Отважные спасатели придут на помощь не только людям, но и животным (достанут щенка из трубы или кошку снимут с дерева).
Профессия спасатель — это молодая профессия, героическая, о которой мечтают многие ребята. Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные, или водолазы. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами, авариями, в которых они страдают. И спасатели — это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Они не боятся плохой погоды, опасностей и всегда готовы пожертвовать собой. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают отважные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, которые умеют работать в команде, а также смогут поддержать человека в беде и найти нужные слова.
Незнайка: Ой, ребята, я вспомнил!!! В Цветочном городе любимая кошка Пончика залезла высоко на дерево и не может никак спуститься.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5. 1. Игра «Позвони в службу спасения»
Дидактические задачи:
- сформировать опыт применения новых знаний в изменённых ситуациях;
- закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, причину звонка, набирать номер телефона 112;
- развивать мышление, память, речь, внимание.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что с кошкой случилась чрезвычайная ситуация, а для этого нужно вызвать службу спасения.
- Кто из вас запомнил, как вызвать службу спасения? Какой номер нужно набрать? Что сказать?
Дети по очереди берут телефон, набирают номера: 101, 02, 103, 04, 112 и разговаривают, сообщая нужную информацию (свою фамилию, имя, возраст, домашний адрес и что случилось).
- Ребята, хочу вам напомнить, что играть с этим номером телефона ни в коем случае нельзя! Пока вы отнимаете время у оператора, в другом месте может случиться беда, и людям нужна будет срочная помощь.
5. 2 Игра «Кому что нужно для работы»
Дидактические задачи:
- тренировать умение детей использовать полученные знания о разнообразных профессиях и инструментах, необходимых им для работы;
- закрепить представления о профессии «Спасатель» и о том, какие инструменты ему нужны в работе.
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки (лицевой стороной вниз) с изображенными на них людьми разных профессий. Дети выбирают картинку, переворачивают, подходят к другому столу и выбирают 3 карточки с предметами, необходимыми людям этой профессии.
После того, как все справятся с заданием, дети рассказывают о профессии и необходимых инструментах.
5. 3 Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом)
Дидактическая задача: учить детей ориентироваться в качествах необходимых спасателю.
Ход игры: дети называют качества, какими должен обладать спасатель и называют противоположные значения (какими качествами обладать не должен):
Сильный (выносливый) — слабый;
смелый (мужественный, бесстрашный, отважный) — трусливый;
быстрый — медленный;
умный (знающий) — глупый;
ответственный — безответственный;
уверенный — сомневающийся.
6. Осмысление (итог) занятия
Дидактические задачи: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения результата и условий, которые позволили его достичь.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Кому нам удалось помочь?
- Почему мы смогли помочь жителям Цветочного города? (Потому что мы знаем, кто такие спасатели, и как их попросить о помощи). Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сегодня узнали о еще одной очень важной профессии — спасатель.
|