НОД по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница вода»
Подготовила воспитатель: Власенко Ольга Николаевна 2019Г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад «Колосок», филиал «Заринский детский сад «Солнышко» Бийского района Алтайского края
Открытое занятие в средней группе "Волшебные свойства воды".
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды
Программные задачи
Образовательные:
- ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
- закреплять умение работать с незнакомыми растворами.
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, глобус; прозрачные пластиковые стаканы, сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), емкости для воды, прозрачные бутылочки, сок, стакан с молоком.
ХОД:
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться!
– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.
I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.
Люди ждут меня, зовут, А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы скажем прямо, Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды- Жить нельзя нам без … (воды).
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф карточки с рисунками (ответы на загадки).
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
ребята расскажут всё, что они знают о воде.
(Дети рассказывают, где в природе бывает вода, кто, где ее видел)
1-й ребёнок: Вы, слыхали, о воде? Говорят она везде! В луже в море, океане, И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает.
1-й ребёнок:
На плите у вас кипит Паром чайника шипит Без нее вам не умыться, Не наесться, не напиться!
Воспитатель: – Правильно! А сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться?
– Я покружилась, в волшебницу-Воду превратилась.
Воспитатель одевает голубого цвета накидку, шарф… Дети внимательно рассматривают.
Воспитатель: Я — волшебница-Вода. Сегодня вы узнаете обо мне много интересного!
А как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети. -Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу. стирать.
Воспитатель:. — А вы и стирать умеете?
Дети.. — Да, мы помогаем стирать маме.
Воспитатель: Покажите волшебнице-Воде, как вы помогаете стирать?
Пальчиковая гимнастика – «Стирка».
Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку, Свитерок и брюки - Устали мои руки!
Воспитатель: — Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.
- Посмотрите, что волшебница вода принесла вам.
Воспитатель показывает глобус и говорит: Глобус — это модель Земли. Слово глобус обозначает шар.
Наша планета Земля – огромный шар, который летает в космосе вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг себя. Облетела Земля вокруг Солнца — прошёл год. Повернулась вокруг себя – прошли сутки, т. е. день и ночь.
Какого цвета на глобусе больше?
Дети. Синего.
Воспитатель. Что обозначено на глобусе синем цветом?
Дети. Синей цвет-вода, реки, моря и океаны.
Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный — голубой. Это потому, что этой краски действительно на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. А сегодня вы видели воду?
Дети. Видели! Она течёт из крана, это снег, лёд.
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Вода безвкусная
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет, вода не имеет запаха.
Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы
Физминутка:
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно. Все как один, плывем как дельфин. Вышли на берег крутой и побежали домой
Опыт 4.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Воспитатель: — А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Тогда я сейчас покажу вам фокус! Раз, два, три — ребятки похлопали, и я в фокусника превратилась. Я для вас приготовила волшебные бутылочки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится.
Попробуем?
Воспитатель: -Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель: — Подуйте теперь на бутылочку. Дети говорят слова, дуют…
-А теперь мы потрясем хорошенько бутылочку. Что мы видим?
Дети: — Водичка окрасилась.
Воспитатель: В какой цвет превратилась?
Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Воспитатель: — Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница!
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь воспользуемся другими сосудами, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех сосудов разная: прямоугольная, круглая и т. д.
Воспитатель: Давайте перельём воду в один сосуд, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку. Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода — жидкость.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Часть III. Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раз
Воспитатель: Какие молодцы, ребята. Сегодня вы много интересного узнали о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кому нужна вода».
О п и с а н и е. На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево), нужно выбрать нужную и прикрепить к стрелке.
Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего нужна вода " Деревьям, птицам, людям, животным, растениям". А нам, в детском саду, нужна вода?
- Да!
А для чего?
- Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
стихотворение о воде.
В природе путешествует вода. Она не исчезает никогда, То в снег превратится, то в лед, Растает и снова в поход!
По горным вершинам Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь, Вас окружает везде и всегда - Эта волшебница наша – вода!
Итог.
Воспитатель: Ребята давайте ещё раз повторим, можно прожить без воды? (Без воды жить нельзя.)
Раз без неё нельзя прожить, что нужно делать для того чтобы её сберечь? (Её нужно беречь, чтобы она зря не текла, всегда закрывать краны после использования.)
Для чего нужна вода? (Вода нужна для питья, стирки белья, чтобы варить еду, мыться, поливать растения.)
Где и в каком виде может быть вода?
Из опытов мы узнали, что вода прозрачная, без вкуса и запаха, может литься, потому что жидкая.
В ходе игры мы узнали, что из капелек образуются маленькие ручейки, из ручейков образуются реки, а из рек – моря и океаны, а когда солнышко пригревает, капельки испаряются, улетая в небо, и превращаются снова в тучи.
|