ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ В РАЗВИТИИИ ДЕТЕЙ 3 – 4 лет.
Автор: Плотникова Наталья Николаевна
Детство — особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Задача педагога – создать для этого все условия. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать прочные основы его творческой деятельности. В этом может помочь театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой трудно переоценить. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы помогают им учиться думать, анализировать, обобщать.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи: работая над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй.
Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться – совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
В своей работе мы используем различные виды театра: настольный, кукольный, пальчиковый, фланелеграф. При показе спектаклей важно, чтобы взрослый исполнял роль с интонационной выразительностью. С этой точки зрения удобно работать со сказкой: сначала ее читают целиком, затем обыгрывают фрагменты, одновременно ведется поиск выразительных интонаций и движений.
Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному»; многократно повторялся один и тот же содержательный момент, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры – разминки ( «Птички в саду» и др.), упражнения ( «Как воет ветер?» и др.), этюды ( «Березки», «Зайцы»,» Котята»), игры – импровизации, пальчиковую гимнастику, инсценировки ( «За рулем», «Едем на экскурсию»,,,), игры – хороводы, спектакли ( «Теремок», «Репка» …)
Роль одного персонажа поочередно исполняют, все дети. Если постоянно чередовать чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений то игра для детей будет интересна долгое время.
Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует приглашать детей из старших групп с постановочными спектаклями. Узнав о том, что им предстоит выступать перед младшими, старшие дошкольники начинают относиться к предстоящему показу более ответственно. Малыши в свою очередь, воспринимают старших детей как настоящих артистов. Чем лучше играют дети, тем внимательнее смотрят маленькие зрители.
Таким образом, дети начинают приобщаться к миру театра. Необходимо уже в этом возрасте дать элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире, поверить в себя, свои силы, научиться общаться друг с другом и узнать об окружающем мире как можно больше.
ИГРА — ДРАМАТИЗАЦИЯ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»
(вторая младшая группа)
ЦЕЛЬ: Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, развивать речь. Развивать умение повторять присказки, производить действия в соответствии с текстом. Вызывать эмоциональную отзывчивость на художественное слово.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: теремок, маски животных (зайца, лисы, лягушки, волка, медведя), кукольные игрушки (мышка, медведь), 4 резиновые игрушки (петух, лиса, заяц, волк), иллюстрации четырех разноцветных лягушек (зеленой, красной, синей, желтой), изображения теремка, будки, многоэтажного дома.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Ребята, сегодня вы не просто дети, а зрители. Я приглашаю вас в театр. Проходите, занимайте свои места, готовьтесь смотреть спектакль. Но театр у нас не простой, а волшебный, поэтому мы будем не только смотреть, но и участвовать в спектакле.
Этюд «Березки» Для начала представьте, ребята, что мы превратились в белоствольные березки из сказочного леса. Березки расправили свои нежные листочки, протянули тонкие веточки к солнышку и ощутили на них приятное тепло. Улыбнулись березки солнышку. Вдруг, налетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть с ним. Удивились они и согласились. Закачали своими тонкими веточками, сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун – ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки, обняли себя листочками, чтобы согреться. Тут и дождик закапал – вымокли березки до последнего листочка. Повисли их ветви как плети. Подняли они глаза к небу, чтобы увидеть солнышко, и быстро опустили их вниз: дождинки капали им прямо на глаза. Испугался ветер, что березки заболеют, и разогнал тучи. Выглянуло солнышко, березки радостно вздохнули и весело заморгали карими глазками.
- Молодцы! Теперь вы готовы смотреть спектакль. Садитесь.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ! (включается музыка)
- Ребята, смотрите, какой у нас интересный домик появился (открывается теремок)
- Кто там живет? Пойду – ка, я посмотрю. (подходит к домику, стучится, из него выходит Марья- сказочница с корзинкой в руках)
Марья: Здравствуйте, ребята! Я Марья – сказочница, хожу по свету, собираю интересные сказки. А вот одну сказку забыла. Никак не могу вспомнить. Про теремок, знаете? Поможете мне? (достает из корзинки куклу-мышку)
Слушайте сказку!
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Вот по полю, полю, мышка бежит Увидала теремок и говорит:
«Кто-кто в теремочке живет, Кто-кто в невысоком живет?» Никто ей не ответил. И стала она в нем жить.
Воспитатель: Марья-сказочница, а мы с ребятами умеем мышку показывать. Покажите, ребята! Как она пищит? (дети с помощью пальцев рук изображают мышонка. Для этого средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец согнуты дугой и прижаты к среднему и безымянному пальцам. При затруднении можно помогать свободной рукой)
-У вас получились забавные мышата.
Марья: -Молодцы! Слушайте сказку дальше.
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Вот по полю, полю… -Кто бежит, ребята? Дети: Лягушка!
Марья: Правильно!
Воспитатель: Только она не бежит, а …скачет (подсказывают ребята). Давайте покажем, как скачет лягушка и квакает. (дети садятся на корточки и подскакивают с кваканьем)
Лучше всех получилась лягушка у Маши. Будешь лягушкой (одеть маску)
Подходи к теремку, узнай, кто там живет?
Ребенок: Терем, теремок, кто в тереме живет?
Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто?
Ребенок: А я – лягушка-квакушка.
Мышка: Иди ко мне жить (дети садятся на лавочку возле теремка)
Марья: Лягушка прыгнула в теремок. И стали они жить вдвоем.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета бывают лягушки? (ответы детей)
Лягушки бывают разных, ярких цветов: и красные, и желтые, и даже синие, но у нас живут зеленые лягушки.
Марья: Ой, совсем меня запутали!
(достает изображения разных по цвету лягушек, показывает детям)
Помогите мне, ребята, покажите, какая лягушка приходила к теремку? (ответы детей)
Умные какие дети! Слушайте дальше сказку.
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Вот по полю, полю… -Кто бежит, Дети: Зайчик!
Марья: Правильно, зайчик – побегайчик.
Воспитатель: А почему его так зовут? (он быстро бегает)
Какого цвета зайчик? Почему?
Алина правильно ответила на вопрос. Будешь зайчиком. (одеть маску зайца)
Скачи, зайчик, к домику. Узнай, кто там живет?
Зайчик: Терем, теремок, кто в тереме живет?
Мышка: Я –мышка-норушка.
Лягушка: Я- лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик: А я зайчик — побегайчик.
Все звери: Иди к нам жить.
Марья: Заяц – скок в теремок! Стали они жить втроем (ребенок садится на лавочку возле домика)
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок. Вот по полю, полю… -Кто бежит? Дети: Лиса.
Воспитатель: Как ее называют в нашей сказке? (лисичка-сестричка)
Какая она? Опишите (рыжая, пушистая, у нее длинный хвост, хитрая)
Давайте покажем, как лиса ходит. (дети идут по кругу за воспитателем, имитируя мягкую походку лисы, затем садятся на места)
Самой лучшей лисой была Женя (одеть маску) Садись, Женя, к теремку на лавочку.
Марья: И стали они жить вчетвером.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю… -Кто бежит?
Дети: Волчок – серый бочок.
Воспитатель: Давайте, ребята, покажем злого волка (дети рычат, показывают когти)
Марья: Ой, а мы боимся злого волка. Давайте, зверята, покажем как нам страшно (дети у домика обхватывают себя или друг друга руками, дрожат)
Воспитатель: А в нашей сказке волк добрый. Его называют волчок – серый бочок, он есть никого не собирается, а хочет вместе с другими зверями жить. Волком будет Даня (одеть маску)
Марья: Иди к нам жить!
Волк влез в теремок, и стали они жить впятером. Весело зверям, песни поют, пряники жуют. Вдруг идет мимо…кто? (медведь косолапый) Увидел медведь теремок, услышал песни, остановился и заревел во всю мочь.
Воспитатель: Давайте покажем, как ходит и ревет медведь. Всех страшней ревел Миша. Ты будешь медведем (одеть маску) Ну, подходи, медведь, к теремку. Спроси страшным голосом.
Медведь: Терем, теремок. Кто в тереме живет?
Мышка: Я –мышка-норушка. Лягушка: Я- лягушка-квакушка. Зайчик: А я зайчик — побегайчик. Лисичка: Я – лисичка-сестричка.
Волк: Я волчок – серый бочок, а ты кто?
Медведь: А я медведь косолапый.
Все: Иди к нам жить. (ребенок садится на лавочку, Марья – сказочница достает куклу-медведя и досказывает сказку)
Марья: Вот и полез медведь в теремок (лезет в окошко), лез, лез, никак не мог влезть и уселся – ТРАХ!!! Раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и развалился
(воспитатели аккуратно роняют домик)
Еле-еле успели из него выскочить все звери: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок- серый бочок, (дети разбегаются в разные стороны) И принялись они дом новый строить, чтобы всем места хватило: бревна носить, доски пилить.
Воспитатель: Ребята, а какие инструменты нужны для строительства?
Дети: Называют и показывают инструменты:
Молоток – тук-тук-тук (кулачками)
Топор — ух-ух-ух (резкие наклоны вниз)
Пила – вжик-вжик-вжик (пилящие движения руками)
Марья: Молодцы! (достает из корзинки ножницы, иголки) А вот эти инструменты нужны?
Дети: Нет
Марья: показывает картинку с изображением разных построек: будки, теремка, многоэтажного дома. Какой же домик у зверей получился
Дети отвечают и поясняют свой ответ
Марья: Понравилась вам сказка? А вы были внимательны? Сейчас узнаю! Закройте глазки (выставляет на стол четыре игрушки: петуха, лису, зайца, волка) Какой зверь не приходил к теремку?
Дети отвечают и поясняют свой ответ.
Марья: Правильно, молодцы. Петушок из другой сказки
Воспитатель: Ну что же, ребята, сказку мы рассказали. Спектакль окончен.
(включается музыка) Давайте похлопаем, как в настоящем театре.
Марья: А я с вами прощаюсь, До свидания.
КОНЕЦ.
|