Художественная литература очень важна во всестороннем развитии личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности.
Основная концептуальная позиция — не ознакомлять детей с художественной литературой, а ежедневно читать.
В работе с книгой перед педагогом стоит много задач-
подбирать конкретные художественные тексты в соответствии с особенностями детей группы, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова, обеспечивать время для ежедневного чтения, воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книг, использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью детей.
Для реализации развивающего потенциала художественной литературы — чтобы книга сама «работала» на развитие ребенка — воспитатель должен использовать совокупность художественных текстов. В его основе лежит принцип жанрового деления: поэзия — проза, а внутри него дробление на фольклор — авторские произведения.
Чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня.
Чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке дети располагаются вблизи взрослого, как им удобно.
Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста, — удивление, изумление, сострадание и пр. Монотонное механическое чтение может отбить у ребенка охоту слушать даже самую интересную книгу.
Целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам, перечитывать их.
Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения, а тем более принуждать их к «препарированию» поэтических произведений и многократному пересказу прозы.
Обсуждениям надо придать непринужденный характер. Они уместны сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения - реплики относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнить коллизии художественного текста с реальными событиями.
Образовательная область «Художественная литература» тесно связана со следующими областями: «Социализация». «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», а, значит, является одним из важных факторов развитии дошкольника.
|