Педагогический проект в ДОУ «Сказка – рядом с нами!»
Авторы: Лычангина Л.В., воспитатель 1-й категории; Федотова Т.В., педагог дополнительного образования высшей категории МБДОУ ЦРР детский сад «Дюймовочка» МО г. Алдан, РС (Я)
Информационная карта проекта
Проект подготовлен в рамках Года литературы.
Продолжительность проекта: 2014 — 2015г.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Скачать: Педагогический проект в ДОУ «Сказка – рядом с нами!» (презентация)
Скачать: Педагогический проект в ДОУ «Сказка – рядом с нами!» (материалы к проекту)
Участники проекта: воспитанники средних и старшей группы,
педагог дополнительного образования; воспитатели, родители, музыкальный работник.
Возраст детей: 4-6 лет
Актуальность проекта:
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А ведь только при живом общении с книгой происходит становление и развитие личности ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как творческой личности.
Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением, как основного источника знаний для развития и воспитания.
Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре, стремление получать знания через книгу;
вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение при выборе источника информации.
Задачи:
- Сформировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;
- учить правилам общения с книгой;
- воспитывать любовь к книге,
- вызывать положительные эмоции при чтении книги, интерес к процессу чтения.
Гипотеза
Более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями ее создания, ее хранилищем – библиотекой будет способствовать более частому обращению детей к книгам, бережному отношению к ним, желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в дальнейшем — и к желанию больше читать книги самостоятельно.
Этапы работы над проектом
1этап
Тематический (чтение художественной литературы, в процессе которой дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
2 этап
Теоретический (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);
3 этап
Практический (творческий) — чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого понимания его смысла и худ. особенностей); приобщение воспитанников к театрализованной деятельности.
Для реализации поставленных задач были проведены
следующие мероприятия:
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги»
Акция «Подарим радость детям!»
Игра «Книжкина больница»
НОД «Книжка заболела»;
Сочинительство детских сказок.
НОД по конструированию «Книжки-малышки»;
НОД по изобразительной деятельности «Закладки».
Экскурсия в библиотеку.
Краткое (тезисное) содержание проекта
- Познавательно-речевое развитие воспитанников осуществляется через тактильное, зрительное знакомство с книгой и слуховое восприятие сказок.
Детям предлагаются книги для рассматривания, литературные произведения — для прослушивания.
На данном этапе работы используются русские народные сказки, произведения детских писателей и поэтов, а так же авторские разработки педагогов.
- Продолжается практическое приобщение к книге у воспитанников в «Музее одного образа КНИГИ», для которого родители изготовили совместно с детьми книги своими руками.
Педагог объясняет детям, что книги бывают не только фабричного изготовления, но и самодельные, выполненные из разных материалов.
- НОД «Книжкина больница» призван воспитывать бережное, трепетное отношение к книге.
- Благотворительная акция «Подари радость детям!» пополнила библиотечный фонд детского сада 200 детскими книгами! Такому подарку малыши в группах несказанно обрадовались!
- На НОД по изодеятельности «Закладка» дети не только сделали яркие и уникальные закладки, но и закрепили понимание того, что с книгой нужно обращаться аккуратно.
- Конкурс «Книжка-малышка» выявил талантливых родителей и не менее талантливых детей.
- В течение года педагоги совместно с детьми и родителями изготовляют реквизит для театральной деятельности, который затем используется для занятий театральной деятельностью.
- К продуктивным видам деятельности относятся выставки детского творчества по теме «Сказки»
- При взаимодействии с социальными партнёрами (ТЮЗом, детской библиотекой, музыкальным колледжем, школой) продолжается знакомство с книгой и приобщение к различным видам искусства.
- Участие в мероприятиях местного и районного уровня, посвящённых году литературы, способствует распространению и обогащению детского опыта и воспитанию в социуме.
- Итоговое мероприятие «Неделя сказки» показывает результативность работы над темой проекта – ребята прошли путь от тактильного знакомства с книгой до драматизации.
Заключение
Выводы и заключения по диагностическим исследованиям наглядно показывают, как положительно влияет знакомство ребёнка с книгой на его мировосприятие; приобщение детей к книжной культуре воспитывает стремление получать знания через книгу; вызывает у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение при выборе источника информации и стремление к самостоятельной работе с книгой.
Соприкосновение с волшебным миром литературы способствует развитию всесторонне развитой личности, способной к творчеству.
|