Зачем снятся сны? (работа со снами в гештальт-терапии)

Автор статьи: Андрей Гронский

Сон это многогранное явление, которое приковывало внимание людей во все исторические эпохи и приковывает сейчас. И есть множество способов   его истолкования.  Пожалуй, самое древнее из них – это трактовка сна как предвестника будущих событий. Конечно, чрезвычайно мало снов, которые в прямом смысле буквально воплощаются в будущем. Но, тем не менее, можно предположить, что в сновидениях может активизироваться целостное, доаналитическое восприятие и интуиция. Достаточно близкое к снам явление – это художественное творчество. И как мы знаем, фантазии писателей и художников впоследствии нередко совпадали с реалиями жизни. Можно вспомнить научную фантастику, антиутопии, футуристику Вл. Сорокина.

Сновидение может выполнять функцию поиска творческого решения. Известные примеры: Фридрих Кекуле, открывший формулу бензола, открытие Менделеевым периодической таблицы химических элементов, метод Сальвадора Дали, который он использовал для поиска образов своих картин.

Фрейд трактовал сон как символическое исполнение запретного желания. Также психоаналитиками была описана травмалитическая функция снов – изживание травматических переживаний посредством их повторного проигрывания в сновидении.

Все приведенные трактовки сна имеют смысл и то или иное опытное подтверждение, но здесь остановимся на ракурсах понимания, которые акцентировал Фредерик Перлз. Первый ракурс – это выражение через сновидение различных аспектов Я конкретного индивида. Второй – понимание сна как экзистенциального послания, т.е. сообщения о том, что является наиболее актуальной проблемой человека в текущий период времени. Отталкиваясь от изобретенного его современником Якобом Морено метода психодрамы, Фриц Перлз разработал авторскую технику работы со снами. Обычно он предлагал участникам своих семинаров произносить монологи от имени персонажей сновидений, либо рассказывать сон в настоящем времени, после каждой фразы добавляя слова «И это мое существование». Первая техника была направлена на то, чтобы дать голос тем частям личности, которые проявили себя в сновидении, а вторая на то, чтобы сновидец смог найти сходство между сюжетом сновидения и стилем своей обыденной повседневной бодрствующей жизни. Он также использовал технику «челночного движения», предлагая клиенту перемещать внимание от субъективных переживаний, – образов сновидений и переживаемых эмоций, – к тому, что он непосредственно воспринимает вовне или к текущим событиям его жизни.

Эти техники и сейчас оказываются весьма эффективными в терапевтических группах и группах личностного роста.

Зачем снятся сны  работа со снами в гештальт терапии

Женщина рассказывает сон, в котором видит старуху и молодую девушку, живущих в одной комнате. Хотя они живут вместе, они не разговаривают и даже не смотрят друг на друга. Терапевт предлагает   поочередно представить этих персонажей на пустом стуле и произнести монолог от их имени. Когда сновидица проигрывает эти роли, ей становится понятным значение сна. Девушка символизирует ее женское начало, а старуха ту часть личности, которая решила поставить крест на личной жизни. Далее терапевт предлагает разыграть диалог между этими двумя частями личности, чтобы они смогли донести друг до друга свои позиции и договориться между собой. Когда женщина приводит свои аргументы из роли старухи, становятся явными ее ограничивающие убеждения. Позже они обсуждаются в терапии.

Эта зарисовка иллюстрирует подход к работе со сновидением как выражением частей Я сновидца. Целью работы со снами Перлз видел интеграцию личности.

Молодой человек рассказывает сон, в котором он видит себя находящимся в темной пыльной квартире с большим количеством комнат. Сначала терапевт предлагает ему побыть в ролях разных частей квартиры, но это не приносит большей ясности в понимание сна. Тогда терапевт решает использовать технику челночного движения. Он просит сновидца сконцентрироваться на чувствах, которые возникают, когда он представляет свое сновидение, и посмотреть в каких жизненных ситуациях он испытывает нечто подобное. Это приводит к инсайту: молодой человек говорит, что эти чувства связаны с его работой. Работа, которой он занимается, ему не нравится, и он не знает, чем бы хотел заниматься. Он испытывает растерянность и грусть по этому поводу.

Этот пример показывает, что сон также является экзистенциальным посланием – посланием о том, какую проблему пытается решить сновидец. В терапии работа со сном довольно часто плавно переходит в обсуждение конкретных жизненных затруднений, которые этот сон высветил.



Нередко сон является напоминанием о незавершенном гештальте:

Клиентка говорит, что периодически во сне видит свою умершую мать, лежащую в гробу. Хотя ее мама умерла уже несколько лет назад, и чувства, связанные с потерей, улеглись, сон продолжает повторяться. Терапевт просит клиентку представить маму сидящей напротив себя на пустом стуле и спрашивает, какие чувства у нее возникают. У клиентки на глазах появляются слезы. Терапевт предлагает ей сказать о своих переживаниях, обращаясь к матери. Клиентка говорит о том, что до сих пор испытывает печаль утраты, о том, как ей не хватает ее, и что она чувствует вину за то, что не делала всего, что могла бы делать для матери при ее жизни. Бурный эмоциональный всплеск постепенно сменяется телесным расслаблением и успокоением. «Мама, не приходи ко мне во сне мертвой, приходи живой», – заканчивает свою речь клиентка.

Этот сон можно рассматривать, как попытку завершить не до конца прожитое горе.

Важный момент, касающийся гештальт-работы со сном, заключается в том, что если человек соприкасается со своим переживанием, значение сновидения раскрывается само. Не нужны какой-либо специальный словарь символов и интерпретации терапевта. Сам Ф. Перлз говорил, что единственную ошибку, которую можно допустить при работе со сном – это начать интерпретировать. Иногда бывает так, что человеку длительное время не снятся сны. В таких случаях Перлз предлагал поговорить с забытым сновидением, которое можно визуализировать на стуле также как любых других реальных или воображаемых персонажей.

В работе со снами совсем необязательно использовать ролевую игру и пустой стул. Достаточно просто концентрироваться на разных аспектах переживания, связанного со сновидением. Например, можно представить себя в роли образа сна, который вызвал наибольший интерес. Или сконцентрироваться на общем эмоциональном состоянии, возникшем в сновидении. Или на выразительном телесном движении.

Терапевт замечает, что рассказывая сновидение, клиентка приподнимает колени и встает на цыпочки. Он просит клиентку сконцентрироваться на этом движении и почувствовать, что хочется сделать ее телу. Она встает со стула, привстает на носки и начинает тянуться вверх. На вопрос о том, что ей напоминает это движение, она отвечает, что у нее возник образ, как она маленькая тянется к отцу, и ей хочется, чтобы он взял ее на руки. Далее при обсуждении сна она связала это движение и переживание с тем, что в нынешней жизненной ситуации она не чувствует себя достаточно защищенной.

Эти приемы можно использовать и самостоятельно, без терапевта. Обычно у клиентов, которые начали работать со своими снами в терапии, достаточно быстро формируется навык самостоятельно понимать значение, приснившихся сновидений.



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если приснился плохой сон? Меняем ситуацию через переигрывание сценария сна
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять сон: техника работы со снами
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Беда не в том, что снятся кошмары, беда в том, что они сбываются…
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь