Зачем снятся сны? (работа со снами в гештальт-терапии)

Автор статьи: Андрей Гронский

Сон это многогранное явление, которое приковывало внимание людей во все исторические эпохи и приковывает сейчас. И есть множество способов   его истолкования.  Пожалуй, самое древнее из них – это трактовка сна как предвестника будущих событий. Конечно, чрезвычайно мало снов, которые в прямом смысле буквально воплощаются в будущем. Но, тем не менее, можно предположить, что в сновидениях может активизироваться целостное, доаналитическое восприятие и интуиция. Достаточно близкое к снам явление – это художественное творчество. И как мы знаем, фантазии писателей и художников впоследствии нередко совпадали с реалиями жизни. Можно вспомнить научную фантастику, антиутопии, футуристику Вл. Сорокина.

Сновидение может выполнять функцию поиска творческого решения. Известные примеры: Фридрих Кекуле, открывший формулу бензола, открытие Менделеевым периодической таблицы химических элементов, метод Сальвадора Дали, который он использовал для поиска образов своих картин.

Фрейд трактовал сон как символическое исполнение запретного желания. Также психоаналитиками была описана травмалитическая функция снов – изживание травматических переживаний посредством их повторного проигрывания в сновидении.

Все приведенные трактовки сна имеют смысл и то или иное опытное подтверждение, но здесь остановимся на ракурсах понимания, которые акцентировал Фредерик Перлз. Первый ракурс – это выражение через сновидение различных аспектов Я конкретного индивида. Второй – понимание сна как экзистенциального послания, т.е. сообщения о том, что является наиболее актуальной проблемой человека в текущий период времени. Отталкиваясь от изобретенного его современником Якобом Морено метода психодрамы, Фриц Перлз разработал авторскую технику работы со снами. Обычно он предлагал участникам своих семинаров произносить монологи от имени персонажей сновидений, либо рассказывать сон в настоящем времени, после каждой фразы добавляя слова «И это мое существование». Первая техника была направлена на то, чтобы дать голос тем частям личности, которые проявили себя в сновидении, а вторая на то, чтобы сновидец смог найти сходство между сюжетом сновидения и стилем своей обыденной повседневной бодрствующей жизни. Он также использовал технику «челночного движения», предлагая клиенту перемещать внимание от субъективных переживаний, – образов сновидений и переживаемых эмоций, – к тому, что он непосредственно воспринимает вовне или к текущим событиям его жизни.

Эти техники и сейчас оказываются весьма эффективными в терапевтических группах и группах личностного роста.

Зачем снятся сны  работа со снами в гештальт терапии

Женщина рассказывает сон, в котором видит старуху и молодую девушку, живущих в одной комнате. Хотя они живут вместе, они не разговаривают и даже не смотрят друг на друга. Терапевт предлагает   поочередно представить этих персонажей на пустом стуле и произнести монолог от их имени. Когда сновидица проигрывает эти роли, ей становится понятным значение сна. Девушка символизирует ее женское начало, а старуха ту часть личности, которая решила поставить крест на личной жизни. Далее терапевт предлагает разыграть диалог между этими двумя частями личности, чтобы они смогли донести друг до друга свои позиции и договориться между собой. Когда женщина приводит свои аргументы из роли старухи, становятся явными ее ограничивающие убеждения. Позже они обсуждаются в терапии.

Эта зарисовка иллюстрирует подход к работе со сновидением как выражением частей Я сновидца. Целью работы со снами Перлз видел интеграцию личности.

Молодой человек рассказывает сон, в котором он видит себя находящимся в темной пыльной квартире с большим количеством комнат. Сначала терапевт предлагает ему побыть в ролях разных частей квартиры, но это не приносит большей ясности в понимание сна. Тогда терапевт решает использовать технику челночного движения. Он просит сновидца сконцентрироваться на чувствах, которые возникают, когда он представляет свое сновидение, и посмотреть в каких жизненных ситуациях он испытывает нечто подобное. Это приводит к инсайту: молодой человек говорит, что эти чувства связаны с его работой. Работа, которой он занимается, ему не нравится, и он не знает, чем бы хотел заниматься. Он испытывает растерянность и грусть по этому поводу.

Этот пример показывает, что сон также является экзистенциальным посланием – посланием о том, какую проблему пытается решить сновидец. В терапии работа со сном довольно часто плавно переходит в обсуждение конкретных жизненных затруднений, которые этот сон высветил.



Нередко сон является напоминанием о незавершенном гештальте:

Клиентка говорит, что периодически во сне видит свою умершую мать, лежащую в гробу. Хотя ее мама умерла уже несколько лет назад, и чувства, связанные с потерей, улеглись, сон продолжает повторяться. Терапевт просит клиентку представить маму сидящей напротив себя на пустом стуле и спрашивает, какие чувства у нее возникают. У клиентки на глазах появляются слезы. Терапевт предлагает ей сказать о своих переживаниях, обращаясь к матери. Клиентка говорит о том, что до сих пор испытывает печаль утраты, о том, как ей не хватает ее, и что она чувствует вину за то, что не делала всего, что могла бы делать для матери при ее жизни. Бурный эмоциональный всплеск постепенно сменяется телесным расслаблением и успокоением. «Мама, не приходи ко мне во сне мертвой, приходи живой», – заканчивает свою речь клиентка.

Этот сон можно рассматривать, как попытку завершить не до конца прожитое горе.

Важный момент, касающийся гештальт-работы со сном, заключается в том, что если человек соприкасается со своим переживанием, значение сновидения раскрывается само. Не нужны какой-либо специальный словарь символов и интерпретации терапевта. Сам Ф. Перлз говорил, что единственную ошибку, которую можно допустить при работе со сном – это начать интерпретировать. Иногда бывает так, что человеку длительное время не снятся сны. В таких случаях Перлз предлагал поговорить с забытым сновидением, которое можно визуализировать на стуле также как любых других реальных или воображаемых персонажей.

В работе со снами совсем необязательно использовать ролевую игру и пустой стул. Достаточно просто концентрироваться на разных аспектах переживания, связанного со сновидением. Например, можно представить себя в роли образа сна, который вызвал наибольший интерес. Или сконцентрироваться на общем эмоциональном состоянии, возникшем в сновидении. Или на выразительном телесном движении.

Терапевт замечает, что рассказывая сновидение, клиентка приподнимает колени и встает на цыпочки. Он просит клиентку сконцентрироваться на этом движении и почувствовать, что хочется сделать ее телу. Она встает со стула, привстает на носки и начинает тянуться вверх. На вопрос о том, что ей напоминает это движение, она отвечает, что у нее возник образ, как она маленькая тянется к отцу, и ей хочется, чтобы он взял ее на руки. Далее при обсуждении сна она связала это движение и переживание с тем, что в нынешней жизненной ситуации она не чувствует себя достаточно защищенной.

Эти приемы можно использовать и самостоятельно, без терапевта. Обычно у клиентов, которые начали работать со своими снами в терапии, достаточно быстро формируется навык самостоятельно понимать значение, приснившихся сновидений.



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа со снами - всегда ли необходимо толковать сновидение?
  • О чем с нами говорит осень? На чем предлагает сконцентрироваться?
  • Слова - ничто. Голос - всё! И можно ничего не рассказывать про себя на терапии (думать про запрос)
  • Работа со снами в гештальт-терапии
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Мир сновидений. Рассказ об опыте работы со снами.
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Практикум про счастье. 7 шагов, которые можно сделать прямо сейчас.
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Принцип 20/80 можно использовать, чтобы справиться с перфекционизмом.
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Что можно сделать, чтобы не подавлять возникающие чувства?
  • Можно ли сделать так, чтобы враждебные чувства не возникали?
  • Хочу хотеть, но не хочется... (трудности самомотивации, которые можно преодолеть)
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Сны и сновидения. Работа со снами в психологии.
  • Терапевт делает интервенцию «для себя»
  • Работа со снами :: Разбор реального сновидения
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.2
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.1
  • Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Роли, которые мы проживаем, и как найти себя настоящего.
  • Какие ошибки можно избежать молодой семье с ребенком первого года жизни
  • Как терапевт принимает чувства клиента?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь