|
Проблемы или неприятности?Автор статьи: Жуматий Татьяна Анатольевна
Сразу хочу обратить внимание, что данная статья написана из идентичности психотерапевта в качестве методики по работе с макро- и микрособытиями в Позитивной психотерапии для коллег. Но полезна она будет, как для психологов, так и для людей, которые хотят помочь себе сами. Обычно на приём к психологу человек приходит с неким актуальным конфликтом. Чтобы составить более полную картину развития конфликта, необходимо исследовать события, которые происходили в жизни клиента за последние 5-10 лет. Такие события можно разделить на макрособытия и микрособытия. Макрособытия – это значимые для человека события, которые существенно влияют на его жизнь. В этот период часто происходит смена динамического стереотипа человека, то есть рушится строгая система привычек, уклада жизни (например, смена работы, переселение, рождение ребёнка, чья-то смерть и т.д.). Ганс Селье назвал события, которые вызывают неспецифическую реакцию организма в ответ на изменения окружающей среды, стрессами. Одна американская исследовательская группа (Holmes&Rahe) опросила в различных странах, таких как США. Швеция, Голландия и Япония. Репрезентативную часть населения о том, какие события они считают наиболее тяжёлыми. Поразительным результатом были практически не отличающиеся оценки в различных странах и культурах (1, с. 36). Так появилась шкала стресса (шкала социальной адаптации Holmes&Rahe). Шкала стрессовых факторов указывает на то, что существуют события высокой стрессовой интенсивности и такие, которые в общем воспринимаются как малообременительные. В то же время считается, что неожиданные события вызывают существенно более сильный стресс, нежели предвиденные. Наконец, решающим является то, действует ли стрессор однократно или сохраняется длительно, и таким образом, ведёт к возрастающей нагрузке (1, с. 36-37). Здесь речь идёт как раз о так званых микрособытиях в жизни человека – накапливающихся событиях (например, опоздание поезда, ненадёжность товарища, несправедливость партнёра и т.д.). Практика показывает, что часто непроработанные макрособытия (прошлое) могут влиять на развитие актуального конфликта (настоящее) и вызывать страх перед будущим. Работа с макрособытиями. Задачи – 1) Выделить события, которые требуют смысловой или эмоциональной проработки. 2) Оторвать клиента от актуальной проблемы, дать возможность целостно посмотреть на свою жизнь. Для этого можно использовать ряд вопросов:
Переработка события важна на рациональном (способность Знать) и эмоциональном (способность Любить) уровнях. Если клиент осмыслил событие, вынес из него урок, но не прожил его эмоционально, нужно помочь ему выплеснуть накопившиеся эмоции. Здесь могут помочь техники психодрамы (проиграть в ролях), арт-терапии (рисовать, лепить, строить), техника пустого стула ( проговорить свои обиды и чувства), техника писем, разрешение эмоционального отреагирования (комкать и рвать бумагу, побить подушку) и т.д. Если клиент проживал ситуацию только в эмоциях, много говорит о ней, много слёз. Но ничего не меняется, необходимо помочь ему осознать позитивный аспект события, чему его научила ситуация, как он изменился благодаря событию (техники позитивной реинтерпретации и транскультурного подхода). Можно применять притчи, мудрые истории, можно предложить самому написать притчу, переписать конец своей истории. Работа с микрособытиями Как-то на конференции Навид Пезешкиан (сын основателя Позитивной психотерапии Носсрата Пезешкиана) приводил пример влияния макро- и микрособытий на нашу жизнь в описании опыта с лягушками. Некоторые лягушки, когда их бросали в кипящую в кастрюле воду, непонятным образом группировались и выпрыгивали из кастрюли. Других лягушек помещали в кастрюлю с холодной водой и ставили на медленный огонь. В этом случае был летальный исход для всех. Данный опыт показывает значение и результат разрушающих микрособытий в жизни каждого. А это значит, что они заслуживают нашего детального внимания. Задачи – 1) оценить травматическое влияние события; 2) научиться новому поведению, изменить отношение к ситуации Вопросы:
Если количество баллов будет соответствовать травмирующему воздействию на клиента, можно предложить клиенту поработать над данным событием его жизни: конструктивное выражение чувств, добавить в свою жизнь приятных событий для увеличения ресурса, наблюдение и осознавание своего поведения в ситуации, тренинг новых форм поведения, воспринимать событие как урок, учиться поддерживать самого себя, просить поддержки у друзей и близких и т.д. Таким образом, не завораживаясь актуальным конфликтом, мы начинаем работу с клиентом по очистке дороги к своему счастью. Литература: Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|