Проблемы или неприятности?

Проблемы или неприятностиСразу хочу обратить внимание, что данная статья написана из идентичности психотерапевта в качестве методики по работе с макро- и микрособытиями в Позитивной психотерапии для коллег. Но полезна она будет, как для психологов, так и для людей, которые хотят помочь себе сами.

Обычно на приём  к психологу человек приходит с неким актуальным конфликтом. Чтобы составить более полную картину развития конфликта, необходимо исследовать события, которые происходили в жизни клиента за последние 5-10 лет. Такие события можно разделить на макрособытия и микрособытия.

Макрособытия – это значимые для человека события, которые существенно влияют на его жизнь. В этот период часто происходит смена динамического стереотипа человека, то есть рушится строгая система привычек, уклада жизни (например, смена работы, переселение, рождение ребёнка, чья-то смерть и т.д.).

Ганс Селье назвал события, которые вызывают неспецифическую реакцию организма  в ответ на изменения окружающей среды, стрессами.

Одна  американская исследовательская группа (Holmes&Rahe) опросила в различных странах, таких как США. Швеция, Голландия и Япония. Репрезентативную часть населения о том, какие события они считают наиболее тяжёлыми. Поразительным результатом были практически не отличающиеся оценки в различных странах и культурах (1, с. 36). Так появилась шкала стресса (шкала социальной адаптации Holmes&Rahe).

Шкала стрессовых факторов указывает на то, что существуют события высокой стрессовой интенсивности и такие, которые в общем воспринимаются как малообременительные. В то же время считается, что неожиданные события вызывают существенно более сильный стресс, нежели предвиденные. Наконец, решающим  является то, действует ли стрессор однократно или сохраняется длительно, и таким образом, ведёт к возрастающей нагрузке (1, с. 36-37). Здесь речь идёт  как раз о так званых микрособытиях в жизни человека – накапливающихся событиях (например, опоздание поезда, ненадёжность товарища, несправедливость партнёра и т.д.).

Практика показывает, что часто непроработанные макрособытия (прошлое) могут влиять на развитие актуального конфликта (настоящее) и вызывать страх перед будущим.

Работа с макрособытиями.

Задачи – 1) Выделить события, которые требуют смысловой или эмоциональной проработки. 2) Оторвать клиента от актуальной проблемы, дать возможность целостно посмотреть на свою жизнь.

Для этого можно использовать ряд вопросов:

  • Напишите события, которые оставили глубокий след в Вашей жизни за последние 5-10 лет.
  • Есть ли среди них положительные и отрицательные?
  • Есть ли события, которые повышали Вашу самооценку, вселяли уверенность?
  • Есть ли события, которые вызывали другие чувства?
  • Есть ли девизы, которыми можно было бы образно охарактеризовать эти события?
  • Считаете ли Вы проработанным это событие?
  • Какое событие наиболее важное?
  • С чем бы Вы хотели поработать?
  • Какие чувства испытываете сейчас, когда рассказываешь о событии?
  • Что Вы говорите себе, когда вспоминаете это событие?
  • Чему научил Вас этот опыт? За что Вы себе благодарны в той ситуации?
  • Сколько Вам было лет? Что бы Вы сказали себе …-летнему от себя сегодняшнего?
  • Если бы ситуацию можно было бы изменить, что бы Вы изменили?
  • Если бы Вы встретили сейчас человека с такой же ситуацией, как у Вас тогда, что бы Вы могли посоветовать ему?
  • Чем бы Вы хотели обобщить?

 Переработка события важна на рациональном (способность Знать) и эмоциональном (способность Любить) уровнях.

Если клиент осмыслил событие, вынес из него урок, но не прожил его эмоционально, нужно помочь ему выплеснуть накопившиеся эмоции. Здесь могут помочь техники психодрамы (проиграть в ролях), арт-терапии (рисовать, лепить, строить), техника пустого стула ( проговорить свои обиды и чувства), техника писем, разрешение эмоционального отреагирования (комкать и рвать бумагу, побить подушку) и т.д.

Если клиент проживал ситуацию только в эмоциях, много говорит о ней, много слёз. Но ничего не меняется, необходимо помочь ему осознать  позитивный аспект события, чему его научила ситуация, как он изменился благодаря событию (техники позитивной реинтерпретации и транскультурного подхода). Можно применять притчи, мудрые истории, можно предложить самому написать притчу, переписать конец своей истории.

 Работа с микрособытиями

Как-то на конференции Навид Пезешкиан (сын основателя Позитивной психотерапии Носсрата Пезешкиана) приводил пример влияния макро- и микрособытий  на нашу жизнь в описании опыта с лягушками. Некоторые лягушки, когда их бросали в кипящую в кастрюле воду, непонятным образом группировались и выпрыгивали из кастрюли.  Других лягушек помещали в кастрюлю с холодной водой и ставили на медленный огонь. В этом случае был летальный исход для всех. Данный опыт показывает значение и результат разрушающих микрособытий в жизни каждого. А это значит, что они заслуживают нашего детального внимания.

Задачи – 1) оценить травматическое влияние события; 2) научиться новому поведению, изменить отношение к ситуации

Вопросы:

  • Напишите список микрособытий, которые присутствуют сейчас в Вашей жизни
  • Оцените каждое, как Вы сейчас его воспринимаете (знак + или -)
  • Выберите из списка неприятные для Вас события, которые вызывают стресс
  • Представьте себе, что в Вашей жизни произошло событие, которое для Вас очень неприятно, на грани переносимости – событие Х.
  • Представьте себе свои чувства – это 100 баллов.
  • Теперь оцените событие из списка, которое Вы выбрали по сравнению с событием Х=100 баллов, во сколько баллов Вы его оцениваете?
  • Посчитайте, сколько подобных микрособытий происходит в Вашей жизни за неделю, за месяц? Умножьте и узнайте баллы.

Если количество баллов будет соответствовать травмирующему воздействию на клиента, можно предложить клиенту поработать над данным событием его жизни: конструктивное выражение чувств, добавить в свою жизнь приятных событий для увеличения ресурса, наблюдение и осознавание своего поведения в ситуации, тренинг новых форм поведения, воспринимать событие как урок, учиться поддерживать самого себя, просить поддержки у друзей и близких и т.д.

 Таким образом, не завораживаясь актуальным конфликтом, мы начинаем работу с клиентом по очистке дороги к своему счастью.

Литература: Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Травма свидетеля или Как помочь себе, когда вокруг происходят трагические события
  • Что нужно знать, если вы пережили теракт или катастрофу.Нормальные реакции на ненормальные события
  • Как события детства влияют на жизнь человека
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Как тонкая энергия влияет на события нашей жизни
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • События, которые мы "притягиваем"
  • Анализ события в тексте как терапевтический приём
  • Как реагировать на события нейтрально?
  • Психотерапия как изменение взгляда на события (перечитывая Сержа Гингера)
  • Информация - как фактор экстремального события
  • Переживания прошлых лет продолжают определять поступки и события в настоящем
  • События в стране и мире. Как обсуждать их с детьми?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Схема проработки с клиентом тревоги на счет предстоящего события (на примере отдыха).
  • Часть 2. Внутренняя работа психики после травмирующего события
  • Восстановление памяти на события или находка практикующего гипнотерапевта.
  • Долгожданные счастливые события – тоже стресс.
  • "Перекресток семи дорог" или как события детства изменяют взрослые судьбы
  • События детства...
  • Стоит ли делать мужчине предложение первой или лучше не торопить события
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • События которых мы совсем не ждем
  • Постоянно повторяющиеся события и их маскировка
  • Почему одни и те же стрессовые события на людей действуют совершенно по-разному?
  • Семинар «Измени свое восприятие события»
  • От чего зависит наша реакция на события
  • Взаимосвязь стрессов и способности предугадывать события
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 3.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь