Технология принятия решения: условия реализации намерения

Автор статьи: Светлана Калищук

Дмитрий Леонтьев, говорит: «Было бы ошибкой считать, что раз человек произошел от обезьяны, то человек уже Сотворен». Человек продолжает эволюционировать в течение своей жизни, он продолжает себя творить, продолжает в этом процессе участвовать, человек вносит в этот процесс свой собственный вклад. Или не вносит. Останавливается по тем или иным причинам, которые всегда есть. Процесс эволюционирования наглядно заметен в дифференциации поколений: мы и наши дети. Между нами: огромный скачок.

Картина мира и ее координатные оси у каждого уникальные. Разное отношение к свободе и ответственности. Разные ценности и смыслы, разная траектория продвижения по спиральным динамикам (разная степень пробуждения), о которых писал К. Грейвз, обеспечивающее расширение психологического (через многогранность) и концептуального (через масштабирование взглядов на жизнь) пространств. Увеличение числа альтернатив (инвариативность способов осуществления необходимого) и увеличение степеней свободы, возможностей каким быть, как проявлять свои эмоции и строить взаимоотношения с другими.

Что же нами движет? Что выступает той силой, которая в состоянии нас переводить на более высокий уровень пробуждения? Что позволяет пересесть «с трехколесного велосипеда на двухколесный» (Д. Леонтьев)? Отказавшись от «устойчивости в состоянии покоя» в пользу «устойчивости исключительно в движении».

В первую очередь – это чувство потока (как оптимального переживания), о котором пишет М. Чиксентмихайи. Получить «чувство потока» можно одним единственным способом – вкладывая усилия на грани наших возможностей в достижении чего-то значимого для нас. Причем этот механизм действует так, что испытать чувство потока (интерес - радость - удовольствие) второй раз путем простого повторения мы не сможем – «второй раз на одной и той же вершине, я этого чувства уже не получу» - мне нужна другая вершина, посложнее.

Как посмотреть и понять – что меня сдерживает в движении, что останавливает мою активность, решение важных для меня задач?

Как определить, что мне дает возможность пережить чувство потока и что сдерживает это чувство переживать?

Опираясь на слова А. Эйнштейна, что «никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла», можно использовать в качестве пространства анализа схему логических уровней Р. Дилтса. Методически диагностировать причины и траняформировать условия реализации намерения через изменение состояний, лежащих в основе прокрастинации возможно используя психологическую технологию системного моделирования энерго-информационных процессов по А. В. Зелинскому.

Технически процедура состоит в последовательном выполнении четырех шагов.

Шаг 1. Запрос озвучивается, определяются все возможные уровни, которые отвечают за ее решение: это могут быть уровни, лежащие на две ступени выше проявленного запроса и те, которые отрезонировали у клиента. На пирамиде логических уровней Р. Дилтса (таблица 1) находится место фокусирования клиентского запроса.

 

                                                                                       Таблица 1

Пирамида логических уровней Р. Дилтса

Уровень

Вопрос

Интерпретация

9

Миссия

Во имя чего?

Находится за рамками личных интересов и роли. Присутствует в контексте внешнего мира

8

Смысл

Зачем? Ради кого?

Смысл всегда личный.

7

Идентичность

Кто я такой?

Представление о себе

6

Ценности

Ради чего?

Личный выбор, психологическая норма для меня, важность для меня

5

Убеждения

Как правильно?

Социальные, моральные, этические нормы

4

Цели

Для чего?

Мои результаты

3

Способности

Что могу?

Как я это делаю?

2

Поведение

Что делаю?

На что направлена моя активность?

1

Окружение

Что? Кто? Где?

Что предпочитаю видеть вокруг себя?

 

Шаг 2. Определяется логический уровень как Фокус решения запроса техникой «Виртуальное сканирование». Назначаются заместители двух-трех уровней, которые влияют на решение запроса.

Клиент становится в центре пространства-квадрата, заместители логических уровней вдоль одной его стороны. Им предлагается очень медленно пройти по пространству и найти свое самое сильное место. Заместители называют свои состояния и отношение как связь к клиенту. По названным состояниям выявляется логический уровень, который влияет на решение проблемы. Так проясняется фокус запроса. Например, при запросе «Хочу написать книгу, но долгое время откладываю», заместителями выбраны уровни: «ценности», «идентичность», «смысл». Состояние элемента «идентичность» (тревога, неуверенность) проявило его как определяющий фактор прокрастинации. Поэтому он был выбран фокусом решения запроса.

Шаг 3. Назначается триада: «Запрещено-Обязательно-Разрешено» и вводится фокус: «идентичность». Считываются состояния, описывается восемь стратегий поведения клиента в зависимости от открытых состояний в точках триады, в зависимости от расположения элементов и их связей.

Шаг 4. Интервенция. Стратегия клиента включает все эти состояния и связи. Интервенция позволяет изменить состояния, что влечет за собой изменение во временном аспекте реальности решения задачи (написания книги).

В результате интервенции происходит расширение психологического и концептуального пространств личности, увеличивается степень свободы, с принятием роли «писателя» как необходимой и достаточной для себя. Основной посыл роли «писателя» определен как «Жить полной и ответственной жизнью в соответствии с тем, кто ты есть, и кем ты учишься стать».

Таким образом, для трансформационных изменений в системе необходимо создать свободные связи, которые являются потенциалом развития и средой реализации этого потенциала. Завершение, изменение старых связей ослабляет (уменьшает) возможность вернутся к привычной форме стабильности системы (прокрастинировать), а новая среда поддерживает процесс изменений. Этим удовлетворяется существующее в системе противоречие: между «структурой» - стабильностью для сохранения своего существования и «связями» - изменчивостью для развития и поддержания своего существования как системы.

 



Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Коучинг-техники: пирамида логических уровней Дилтса
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как и для чего распознавать чувства? Что скрывает за собой гнев?
  • Ревность - что это за чувство, и что за собой влечет?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что делает нашу жизнь насыщенной и разнообразной? Что дает чувство удовлетворения своей жизнью?
  • «Всё против меня», «Я не на что не способен» Или первый шаг выхода из стрессового состояния.
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Обида - что это и для чего?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Наука дарить | Что дарят, как и для чего (рефлексируем и мотаем на ус!)
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь