|
Адаптация в детском садикеАвтор статьи: Евсегнеева Елена Владимировна
Были времена когда все родители отправляли своих детей в сад и это была норма жизни , другие варианты и не рассматривались . В нашем современном мире у родителей весьма обширный выбор , что и куда отдать своих детей , существуют различные центры, заменяющие детский сад , няни , ну и сами мамы все чаще стали заниматься воспитанием детей до самого школьного возраста. Конечно, по-прежнему много семей, в которых без детского сада не обойтись . В итоги родителя приходят к вопросам которые , возникают в процессе взросления их детей: Как подготовить ребенка к саду? Что и как говорить ему про садик? Как пережить непростой период привыкания? Попробуем разобраться! Для чего ходить ребенку в садик? Многих из нас детский сад – это прежде всего место, где присматривают за ребенком, пока родители на работе. Но для ребенка это еще и пространство его развития. Во-первых, детский сад создает условия для социализации ребенка. Социализация – это вхождение ребенка в новую социальную общность, освоение им новых ценностей и отношений. Садик – это «режимное» учреждение, где ребенок осваивает определенные социальные правила: он учится вести себя на занятии, в игре, на площадке. И если дома мы часто подстраиваемся под своего сына или дочь, то здесь он сталкивается с необходимостью соблюдать общие нормы. Группа детского сада – это живой коллектив. В нем дети строят отношения, учатся делиться и настаивать на своем, проявлять инициативу и уступать, понимать свои и чужие границы. И этому очень трудно научиться в кружке. Если ребенок ходит на кружок, то во время занятия он, как правило, занимается своим делом под руководством педагога, с другими детьми он практически не общается. А сразу после занятия детей разбирают родители, и ребенок не сталкивается с необходимостью налаживать отношения со сверстниками. В детском саду ребенок учится общаться в детском коллективе, и это один из самых важных навыков для его дальнейшей жизни. Во-вторых, в детском учреждении ребенок учится понимать других людей. Швейцарский психолог Жан Пиаже, изучая мышление ребенка-дошкольника, ввел в психологию понятие «эгоцентризм». Эгоцентризм детского мышления означает: мир таков, каким я его вижу, моя точка зрения на мир совершенно правильная. Каковы последствия того что ребенок не будет ходить в детский сад? Понятно, что дать точный и однозначный прогноз невозможно. Все дети разные. И у каждого из них своя собственная история социализации. Кто-то ходит в несколько кружков, кто-то регулярно играет с другими детьми на площадке, причем мама в его игры не вмешивается и ему приходится разбираться самому, а у кого-то в семье четверо детей, и он прекрасно научился строить отношения с братьями и сестрами. Однако можно предположить, что ему может быть труднее наладить отношения с ровесниками, когда он все-таки попадет в детский коллектив (например, пойдет в школу). Что значит адаптация в детском садике? Начало посещения сада – одно из самых больших изменений в жизни ребенка, меняется обстановка, режим, круг общения, появляются новые правила. Естественно, что к этим новым условиям необходимо приспособиться. Такое приспособление к новым условиям существования и называют адаптацией. Адаптация проявляется различными физиологическими и поведенческими реакциями ребенка. Некоторые из этих реакций вполне нормальны, на другие же стоит обратить особое внимание. Нормально на этапе адаптации с физиологической стороны , привыкание к саду – это большой труд, и на первом этапе ребенок тратит много сил, чтобы справиться с новой ситуацией. Адаптация требует больших физических и эмоциональных усилий, что отражается на самочувствии и состоянии ребенка. Ребенок может начать чаще болеть, нарушение эмоционального фона, изменение двигательного процесса. Также в этот период у много нарушения с туалетом, ребенок боится или стесняется, плюс сказывается общее напряженное эмоциональное состояние. У него может ухудшиться аппетит, первое время многие дети не едят в саду. С психологической стороны. Прежде всего, характерна эмоциональная напряженность, беспокойство или, наоборот, заторможенность. Одни дети много плачут, стремятся к эмоциональному контакту с взрослым, другие, наоборот, как будто закрываются. Порой на этапе адаптации ребенок испытывает сильное эмоциональное переутомление, перевозбуждается. Ему может быть труднее уснуть, он капризничает, кривляется. Ребенок может утратить уже сформированные навыки (начать хуже говорить, играть, могут опять появиться проблемы с туалетом). Иногда малыш начинает просить родителей сделать за него то, что он уже умеет – покормить, переодеть и т.д. Это, с одной стороны, опять же связано со стрессом, а с другой – ему может быть непросто, перенести в новую ситуацию то, что он уже умеет. Довольно часто можно встретить такой вариант адаптации: первые дни или даже неделю ребенок ходит в сад с энтузиазмом, легко там остается, с удовольствием собирается в сад с вечера. А через некоторое время (иногда после болезни) как будто ребенка подменили: он начинает плакать и отказывается идти в сад. Это вполне нормальный этап адаптации. Адаптация проходит три этапа: первый в себя включает, что весь фокус внимание направлен только лишь на положительное (новые игрушки, разнообразные впечатление, новые достижения и успехи). Ребенок с удовольствием ходит в садик и проявляет интерес. Второй этап – это когда накапливается лишь отрицательный опыт. Вдруг обнаруживается, что в отличие от мамы воспитатель не может посвящать ему всё свободное время, да к тому же приходится делить игрушки с другими детьми, а про кашу и суп даже говорить не хочется! Ребенок начинает капризничать, плакать, отказывается ходить в сад. На третьем этапе приобретается баланс: понимание как положительные, так и негативные стороны, но нам в целом комфортно, и ребенок научились справляться с недостатками. То есть успешная адаптация совершенно не означает, что ребенку в саду всё время всё нравится! Это в идеале . Сколько же на самом деле длится адаптация к саду? Легкая адаптация проходит до одного месяца. В течение этого времени могут проявляться отдельные негативные симптомы, в целом заинтересованное или спокойное отношение к саду может сопровождаться утренним плачем. Адаптация средней тяжести длится от месяца до двух. В этом случае более выражено беспокойное и неустойчивое настроение, ребенок плачет при расставании или встрече с родными. Тяжелая адаптация может протекать до полугода. В этом случае ребенок часто болеет, плохо спит, причем сон долго не нормализуется, много и длительно плачет. Как понять, что процесс адаптации завершен. Во-первых, у ребенка восстанавливаются все навыки, которые «пострадали» в процессе адаптации: он вновь нормально говорит, играет, ест, спит и так далее. Во-вторых, ребенок усвоил основные правила садика и в целом их соблюдает. В-третьих, его состояние в целом психологически комфортно. То есть вполне вероятно, что какие-то отдельные моменты садовской жизни ему не нравятся, но в целом он чувствует себя комфортно. Как помочь ребенку на этапе адаптации Прежде всего на этом этапе ребенку необходим эмоциональный контакт и поддержка! Ласковые прикосновения, объятия, теплые слова помогают малышу справиться с разлукой. Если ребенок начинает активно стремиться к физическому контакту (проситься на руки, полежать рядом и так далее), очень важно удовлетворить эту потребность. Вспомним: ребенку проще расстаться с мамой в случае надежной привязанности, когда мама отзывчивая и эмоционально теплая. Также важно сохранять терпеливое и спокойное отношение, когда у малыша начинаются проявляться типичные реакции. Когда в ответ на многочисленные вопросы «А ты за мной придешь?» мама обнимает ребенка и спокойно отвечает: «Ну конечно, после прогулки я за тобой приду», это помогает обрести уверенность в новой ситуации. Для успешной адаптации крайне важна стабильность и регулярность: сегодня идем в сад, завтра идем в сад, послезавтра опять же идем в сад. Если вы посещаете сад каждый день, тогда с этим вопросов не возникает. Если ребенок посещает сад не каждый день, имеет смысл придумать какой-то распорядок: например, через день, два дня ходим, один дома, потом снова ходим и так далее. Можно завести большой настенный календарь с бегунком и отмечать «садовские» дни одним цветом, а «домашние» – другим. Таким же привычным ритуалом может стать сбор в садик: вечером выкладываем одежду, выбираем игрушку и т.п. На- конец, дорога в садик может быть такой же неизменной: идем одним и тем же маршрутом, входим в одну и ту же дверь, раздеваемся и т.д. Чтобы облегчить ребенку расставание, можно придумать и разучить специальный ритуал прощания. Много прекрасных примеров таких ритуалов приводит психолог Екатерина Кес. Можно послать друг другу три воздушных поцелуя и научить малыша «ловить» эти поцелуи. Можно потереться носиком. Можно прочитать какое-то короткое стихотворение и крепко обняться. С этим ритуалом нужно познакомить малыша заранее, отрепетировать его в домашней обстановке и в саду только повторить. Многие родители замечают, что иногда ребенок легко остается в саду, а порой долго плачет и просит маму посидеть с ним. Понаблюдайте, с чем это может быть связано. Если в группе два воспитателя, порой ребенок с одним педагогом остается лучше, чем с другим. Некоторым детям некомфортно, когда в группе еще никого нет, другим, напротив, труднее, если народу много. Кому-то проще прийти раньше, а кому-то комфортнее прийти после завтрака. Конечно, подготовить ребенка к саду очень важно, но как бы мы ни старались, сколько усилий мы бы ни прилагали, адаптация к саду всё равно будет сопряжена с некоторым уровнем стресса. Уровень эмоциональных нагрузок у ребенка, которого готовили к саду, будет ниже, но полностью избежать негативных моментов вряд ли удастся. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|