Этические принципы в эпоху интернета (Чего хотелось бы ждать от психологов и психотерапевтов)

Автор статьи: Елена Тимофеева

Однажды США решили изобрести сеть, которая могла бы пережить ядерную войну. Для этого они наняли толковых разработчиков, которые и разработали цифровую передачу данных, которая постепенно перешла в пользования людей по всему миру. Не будет громким сказать, что появление сети Интернет изменило весь мир, который уже никогда не будет таким как был прежде. С изобретением Интернета стало возникать неимоверное количество трудностей, связанных в том числе с сохранением личной информации. Если раньше в советском обществе говорили, что без бумажки нет человека, то сейчас иногда бывает так, что при исчезновении записей о человеке из компьютерных баз данных, человек не может доказать, что он-это он. Например, в известном фильме “Сеть” создатели сделали наглядным, как легко совершить подмену данных и, тем самым, изменяя данные в сети, изменить о представления мира о человеке. Люди быстро поняли, что в сети Интернет можно быть кем угодно, точнее не “быть”, а “казаться”. Изменение окружающего пространства требует изменения работы терапевтов в том числе.

С таким глобальным изменением мира важно сохранять бдительность и учитывать все нюансы, с которыми может столкнуться терапевт при работе с клиентом в этом новом мире и сохранить морально-этические принципы с тем, чтобы помочь клиенту, а не причинить ему вред вместо помощи.  К сожалению, понятие этических принципов весьма размыто, хотя и существует множество созданных кодексов и написанных статей на эту тему. В данной статье будет рассмотрены основные этические принципы и дилеммы, связанные с ними в контексте использования интернета.

 Что такое  этика?

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

 В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

 Выделяют следующие проблемы этики, которые весьма экзистенциальны:

Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороковПроблема смысла жизни и назначения человекаПроблема свободы волиПроблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья 

Можно сказать, что Этика является во многом следствием воспитания и сделанных из жизненного опыта выводов. А Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях.

 Принцип уважения и беспристрастности

Психолог всегда исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека,

Принцип уважения включает уважение достоинства, прав и свобод личности.

Терапевт с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

Конечно, психолог не является сверхчеловеком, поэтому не все терапевты могут работать и помогать всем подряд. Проблема этики заключается в том, чтобы добровольно самоустраниться при чувстве неспособности помочь или предвзятости отношения к расе, сексуальной ориентации и прочих вопросах, связанных с клиентом. Следует отметить, что самоустранение психолога в следствие конфликта ценностей и интересов должно происходить в деликатной и не наносящей вред клиенту манере, не унижающей достоинства клиента.

Кроме того, при появлении интернета, когда все стали настолько открыты и свободно делиться своими жизненными взглядами и позициями, для терапевта  важно помнить о том, что, с точки зрения этики, он не имеет права высказывать любые дискриминирующие других людей точки зрения, а также агитирующие к каким-либо действиям против других людей в публичном пространстве. Тогда, из психолога специалист превращается в публичного агитатора или кого угодно,  но не может сохранять свою психотерапевтическую функцию катализатора терапевтических процессов.

Так, можно привести пример, когда в некоторых развитых странах,  судьи, ведущие дела о сексуальных преступлениях, могут быть дисквалифицированы, если в их социальных  сетях обнаружится материал (видео, фото, пост, лайк или прочее) хоть как-то поощряющий действия сексуального характера. Из этого немедленно делается вывод, что они не способны быть непредвзятыми по отношению к преступнику и пострадавшему, а следовательно не могут вынести соответствующий преступлению приговор. Но в отношении психолога это касается не только одного какого-то аспекта жизни, так как профессия предполагает, что психолог имеет дело с совершенно разными людьми. Поэтому, необходимо принять во внимание, что ни один человек не может быть дискриминирован ни по одному пункту.  Так как работа терапевта заключается в том, чтобы катализировать процесс индивидуального выбора, а также помочь и поддержать человека в трудных жизненных ситуациях,любые склонения клиента к тому или иному решению, осуждение клиента из-за его расы, национальности, сексуальной ориентации, вероисповедания и прочего, являются глубоко неэтичными.  Психолог обязан избегать деятельности, которая может привести к дискриминации клиента или любой группы людей по любым основаниям. Психолог экзистенциального направления обязан уважать любой человеческий выбор относительно жизни самого клиента, поэтому агитация за или против какой-то точки зрения заключает в себе этическую дилемму. Поэтому, когда ценности самого психолога входят в конфликт с ценностями клиента и при этом этот конфликт невозможно решить, психолог в праве отказать клиенту в консультации,  при этом не унижая достоинства клиента. Однако, психолог не имеет права публично осуждать ценности других людей, в том числе в интернет-пространстве и агитировать группы людей против или за каких-либо ценностей, связанных с религией, национальностью, сексуальной ориентацией, расой и прочими особенностями групп людей.   Также следует помнить, что. в случае, если клиенту необходима экстренная психологическая помощь, психолог обязан ее оказать. Если клиенту будет отказано в оказании срочной психологической помощи по причине не принятия психологом расы, национальности, сексуальной ориентации клиента, религии  и прочих признаков, в некоторых странах психолог несет наказание в качестве  прерывания лицензии (лишения возможности консультировать) на срок, назначенный судом. В отсутствии такового законодательства данная проблема относится к разряду морально-этических, остается на совести психолога и сообщества, к которому психолог принадлежит.

Конфиденциальность

Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия клиента и обеспечить конфиденциальность информации.

Психолог не должен отыскивать о клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач психолога. Иными словами, психолог встречается с клиентом только в определенном месте (или онлайн пространстве), отведенным для консультаций и определенное количество часов в неделю, на которое они с клиентом согласились при составлении контракта. Психолог не может искать дополнительную информацию о клиенте в Интернете и устанавливать с клиентом контакт в социальных сетях. При этом, стоит учесть, что с развитием технологий, появились пути для оказаний консультаций с помощью различных интернет-ресурсов. Тут стоит учесть возможности и выбор клиента и психолога, какой ресурс использовать и как защитить информацию, которую клиент предоставляет во время сессий от разглашения третьим лицам. Стоит всегда помнить, что любая информация, попавшая в пространство Интернет никогда не может быть на 100% защищена от дальнейшего распространения и передачи третьим лицам.

Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.Имеется ввиду, что клиент доверяет психологу, и здесь этическая проблема состоит в том, как психолог распоряжается информацией, которую вверяет ему клиент. Психолог обязан держать информацию в тайне. Конфиденциальность может быть нарушена исключительно в ряде индивидуальных случаев, таких как представление опасности для самого клиента или других людей. В случае, если психолог получает информацию о действиях, связанных с совершением преступления (оно уже совершенно или планируется), психолог обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Особо хочется выделить правильное распоряжение этой информацией с сами клиентом. Информация, скажем, о различных жизненных событиях, о взглядах, привычках, отношениях, сне, еде и прочая совершенно различная информация, предоставляющаяся клиентом психологу безусловно носит очень важный характер, она может помочь психологу в терапевтической работе с клиентом. Этическая проблема заключается в способе, к которому прибегает психолог при работе с информацией, которую предоставил клиент. Это значит, что, иногда, несмотря на то, что информация не была раскрыта третьим лицам, информация используется не по назначению. Так, психолог может использовать нечестные методы, такие как, например, манипуляция. Можно привести пример, опираясь на опыт работы с пострадавшими от сексуального насилия. Если женщина была изнасилована своим знакомым, то в процессе, в тч судебных разбирательств, когда насильник в присутствии третьих лиц дает понять жертве, что он много е о ней знает. Например, заводит разговор о ее привычках, книгах, распорядке дня. При этом, его нельзя обвинить в том, что он ее оскорбляет или, в принципе делает что-то не так. Но пострадавшая при этом переживает повторную травматизацию, тк на нее оказывается сильное психологическое давление. Так, некоторые неэтичные психологи могут использовать полученную от клиента информацию именно в таком контексте, будучи наедине с клиентом, встретившись с ним в другом месте, либо же, в онлайн пространстве. В онлайн пространстве дело усугубляется тем, что увеличивается количество свидетелей и уровень уязвимости клиента. Даже, если в диалоге была упомянута деталь, которая всплыла только во время взаимодействия клиента и психолога, клиент чувствует себя как жертва группового изнасилования. Когда клиент доверяет, он делает себя уязвимым перед психологом, поэтому когда информация используется грубо и не по назначению, этой уязвимостью пользуются грубо и неумело. Последствия такого обращения могут быть самые разнообразные.

Неконтролируемое хранение данных, полученных при осуществлении терапии может нанести вред клиенту, психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

Кроме того, стоит отметить, что клиент, в свою очередь, тоже несет ответственность за сохранение конфиденциальности. Клиент ставится в известность, что ему не рекомендуется описывать в подробностях то, что происходит на терапевтических сессиях другим людям в беседах, или в онлайн пространстве. Принцип конфиденциальности действует в отношении полученной клиентом информации тоже.

Психолог не имеет права вступать с клиентом в двойные отношения

Если психолог находится в какой-либо связи с клиентом (работает в одной организации, учится вместе, являются родственниками, находятся в какой-либо зависимости друг от друга), терапия не может быть успешна и не может быть достаточно этична в следствии конфликта интересов. Психологу следует перенаправить клиента другому терапевту или отказаться от проведения терапии с данным клиентом.

Также, следует учесть, что возможность двойных отношений с клиентом может возникнуть после начала терапии. Такая ситуация происходит, когда клиент или психолог стремится переступить границы профессиональных отношений. Например, клиент и психолог не ограничиваются в общении временем, отведенным на сессию, а продолжают общение на тему проблемы клиента и не только в другие часы, обстановке или в интернет-пространстве, а также завязывают иные отношения, не ограничиваясь терапевтическими, а также, например,  в ситуации, когда психолог  эксплуатирует статус клиента  и принимает в качестве оплаты другие вещи, а не деньги.

Бывает, что общение между психологом и клиентом продолжается в интернет-пространстве на форумах , чатах или в соц. сетях. В ситуации, когда клиент становится “другом” терапевта в соц. сетях, и для клиента и для терапевта становится доступной иная  дополнительная информация, выходящая за рамки терапевтических сессий. Такой информацией могут быть фотографии, лайки, перепосты и прочие действия в социальных сетях. У терапевта и клиента могут сложиться искаженные представления друг о друге, а также обоюдно может стать доступна нежелательная личная информация.

Это может сильно повлиять на ход терапии, восприятии клиента терапевтом и восприятия терапевта клиентом.При таких обстоятельствах появляется проблема двойных отношений и проблема сохранения конфиденциальности личной информации. Для того, чтобы избежать подобных проблем, не стоит вступать в онлайн отношения с клиентом в социальных сетях, а также следить за самовыражением себя как личности и терапевта в профилях в социальных сетях. Иными словами, если вы назвали себя экзистенциальным терапевтом, то должны жить как экзистенциальный терапевт жизнью с ценностями и принципами экзистенциального терапевта в том числе и онлайн пространстве, которое является неотъемлемой частью нашей современной жизни.

Информированность клиента

Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с клиентом допускается только после того, как клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.

С клиентом должен быть заключен письменный или устный контракт, в котором должно быть четко обозначены условия терапии, обязанности терапевта и клиента. В том числе, оговорены сумма оплаты за терапию, место, количество часов и сессий.

Психолог должен сообщать клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения психолог должен информировать клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.

Видео- или аудиозаписи консультации или лечения психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры и выбранные средства связи (в т.ч. онлайн средства, такие как Скайп, whatsApp, телеграмм, чаты в социальных сетях). Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями и другими записями переговоров и  консультаций психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны клиента.

Это также касается выведения случая на супервизию. Клиент должен быть информирован о том, что его случай будет обсуждаться с другими специалистами и дать на это согласие. Также, при вынесении случая на супервизию, терапевт должен сделать все возможное, чтобы личность клиента не была идентифицирована, сохраняя все условия конфиденциальности. 

Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях терапии и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с психологом. Терапевт должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.

Принцип ответственности

Психолог должен помнить  о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Терапевт должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением. Психолог является ответственным за то, чтобы дать возможность клиенту для получения помощи, а также за то, чтобы начать и прекратить терапию в соответствии с показаниями клиента. Иными словами, не начинать терапию, если нет на то оснований и вовремя закончить терапию, при появлении на то оснований. Такими основаниями могут являться: психологическое состояние клиента, запрос клиента, жизненные условия и прочее. Если психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния клиента или представляют риск для клиента, он должен прекратить вмешательство. Психолог должен придерживаться только выбранного совместно с клиентом решения о месте терапии. Например, не продолжать терапевтическую сессию по окончании сессии и не продолжать очную сессию в интернет-пространстве в форме диалогов в социальных сетях. 

В завершение хочется отметить, что, если психолог мучается наличием у себя морально-этических проблем-это уже очень хороший знак. Для специалиста важно сохранять высокий уровень рефлексии и критики по отношению к самому себе, помнить про границы своей ответственности в терапии, а также иметь возможность для личной терапии и для супервизии.

Использованная литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Этика

2. Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А.  Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

3. Разин А. В. Этика: Учебник для вузов, стр.16

4. Этический кодекс Российского Психологического Сообщества http://psyrus.ru/doc/ethics.pdf

 



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • Почему друг не может быть психологом, а психолог другом
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики 2)
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Психолог как «Зеркало» для Клиента
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Какие цели ставит перед собой психолог в работе с клиентом.
  • Психолог, поделись деньгами! Парадоксы запроса клиента.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Каким должен быть психолог?
  • Каким должен быть хороший детский психолог?
  • Почему я боюсь пойти к психологу? Кто же на самом деле психолог и чем он может быть полезен?
  • Мастурбации быть! Или может ли психолог писать на тему сексуальности?
  • Детский психолог: каким он должен быть?
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • В чем и как может помочь психолог. Размышления практикующего гештальт-терапевта
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Психолог должен быть «аморальным»?
  • Чем может быть полезен психолог или психотерапевт
  • Детский психолог,кто он?Чем он может быть полезе
  • Может ли психолог быть моральным извращенцем?
  • Должен ли детский психолог сам быть родителем?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь