|
Упражнение для тренинга "Несуществующий подросток"Автор статьи: Матосова Елизавета Юрьевна
Многие пытаются понять, что происходит с детьми подросткового возраста. В интернете доступна информация об изменениях, происходящих на физическом, гормональном и психологическом уровнях. Взрослые, сами когда- то были подростками, но уже успели забыть о том, как это было. Воспитывая детей подросткового возраста, важно уметь не только умом понимать, что происходит с ними, но и чувствовать ребёнка. Что называется, ощущать на собственной шкуре. Проводя различные семинары и тренинги для специалистов семейного устройства (психологов, воспитателей детских учреждений, педагогов, работающих с детьми), а также для родителей, желающих взять детей в семью на воспитание, приходится искать способы, как можно доступно дать испытать на себе, ряд чувств и эмоций с которыми сталкивается их взрослеющее дитя. Так возникло упражнение с метафорическими картами из колоды "Ксенобиология" автор Екатерина Милютина". Цель: исследовать и проанализировать наиболее часто возникающие чувства ребёнка подросткового возраста, связанные с рядом задач, с которыми ребёнок сталкивается в социуме, в силу разных обстоятельств. Задача: примерить на себя роль подростка и получить свой чувственный опыт. Участники: группа от 4-6-ти и более человек. Инструменты: ассоциативные метафорические карты "Ксенобиология" автор Екатерина Милютина. Инструкция: вытяните неглядя карту, которая будет олицетворять образ подростка. 1. Отследите свои первые чувства, которые вы испытали, перевернув карту. (Важно обратить внимание участников на это. Так как первое впечатление часто мешает видеть особенности ребенка сразу и в дальнейшем, так как складывается определенное отношение заведомо). 2. Определите пол и возраст "ребёнка", опираясь на картинку. 3. Дайте ему имя. 4. Дайте характеристику вашему "подростку". Определите его черты характера и особенности. (Особенности необходимо проговорить, так как это важно в дальнейшем для проживание роли). 5. Определите где и с кем он живёт. Так у нас формируется несколько типажей, о которых рассказывает не ведущий, а сами участники, описывая то, что изображено на карточках. Вот некоторые характеристики, которые вы можете получить в собирательном образе подростка: - Может быть гибким и приспосабливаться к разным обстоятельствам. Но при этом есть желание оставаться собой и быть ярким. - Интересующийся, боязливый, опасающийся. Имеет ряд упущенных возможностей, которые не осознаёт. - Стремится к свободе, и независимости. - Может быть замкнутым и иметь броню или другие защитны.
- Демонстративная, наивная, тревожная, лживая личность. - Грубиян, огрызающийся, одиночка, с асоциальными элементами, которому "никто не указ". - Скользкий, хитрый, противный, неуправляемый. - Лидер, который манипулирует компанией сверстников, целеустремлённый. Отстаивает свои интересы, подминает под себя людей. - Себя не знает, ищет того, кто может отразить его сущность. - Воинствующий, любящий себя и своё тело. Противоречивая натура. - Незнает своих корней, разношерстный. Ему нужна банда. 6. Предложите "героям", не выходя из ролей, посмотреть с кем рядом они сидят, и как себя ощущают в такой компании? Обратите внимание участников на следующие: - на сколько им комфортно/ безопасно/приятно, - какие чувства они испытывают к "соседу", - как будут строиться у них отношения, будут ли возникать конфликты, и как они их будут решать. Обсудите чувства участников, сделайте выводы. 7. Далее предложите участникам подойти к тому герою, с кем ему комфортнее. Посмотрите, обоюдно ли это. Дайте возможность участникам распределиться в группы по каким-то своим соображениям. Затем обсудите, узнайте по какому принципу они организовались. 8. Затем предложите им перераспределиться, ограничив рамками. Например, предложите участникам представить, что они в лагере, и им нужно распределиться по комнатам, в которых ограниченное количество мест. Наблюдайте и возвращайте участникам тренинга, как они себя проявляют в разные моменты. Соотносите это с детьми. 9. Привносим фрустрацию участников. Говорим, что Судьба распорядилась иначе, и теперь они должны жить в комнатах не так, как они решили, а так, как велел начальник лагеря (или вожатый). Рассчитайте их на 1-3, или если народу много на 1-4 и предложите им объединиться по порядковым номерам. Дайте время, чтобы они увидели новых людей рядом, попросите описать свои чувства и возникающие в связи со всеми этими изменениями эмоции. 10. Также вы можете предложить им объединиться по возрастному, половому, принципу, или предложить критерии объединений на своё усмотрение. После завершения упражнения делаем выводы и подводим итоги. Спрашиваем у участников как они сейчас себя чувствуют. Какие выводы они сделали о детях подросткового возраста? С какими задачами им пришлось столкнуться? Удалось ли им их решить, каким образом, и как они себя чувствовали, находясь в роли того героя, который им достался? Обращаете внимание участников, на то, как много переживаний они испытали, говорите о том, что подобные вещи происходят с детьми ежедневно, и это только одна часть задач, которые им приходится решать, помимо изменений, которые с ними сейчас происходят, к которым они порой даже не успевают адаптироваться, и это помимо учебы и других задач, которые ставят перед ними родители. Это упражнение даёт почувствовать и наглядно увидеть, что происходит с подростками, и в дальнейшем иначе к ним относиться, и находить новый индивидуальный подход.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|