|
Клинические варианты антисоциального личностного расстройстваАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Д.Ликкен, из наблюдений и данных эмпирических исследований, выделяет группу антисоциальных расстройств. К антисоциальным расстройствам он относит антисоциальное ЛР, Нарциссическое ЛР, пограничное ЛР и их сочетания, характеризуя их как «социопатия». «Социопатия» - вид психопатии, характеризующийся стойкими нарушениями социального взаимодействия, пренебрежениями социальных норм и правил и некритичным отношением к своему поведению. Термин «социопатия», как мы можем видеть, является более широким и интегрирующим понятием, объединяющим черты различных личностных расстройств (преимущественно кластера «В» по классификации DSM-IV) с направленностью на дисфункциональное социальное взаимодействие. Также выбор слова «социопатия» обусловлен соображениями этиологических предпосылок, при ее формировании большую роль отводят социальным факторам. Ликкен в своей книге анализирует множество таких факторов: отсутствие отцовской фигуры в жизни ребенка, неполные семьи, подростковая беременность, семейная среда и особенности воспитания и мн.др., приводя большое количество социологических и психологических экспериментов и фактов. Общие и основополагающие критерии социопатии:
Д.Ликкен выделяет 5 типов социопатии:
Рассмотрим каждый тип более подробно, выделив специфические особенности и этиологические основания для его формирования (особенности семейного воспитания). Этиология. Такой тип возникает, когда один родитель не осуществляет заботы, не транслирует ребенку эмоциональное тепло в первые три года жизни, когда это является наиболее важным. Подобная эмоциональная холодность приводит к тому, что ребенок «не научается» ее чувствовать и переживать, и, соответственно, не может в последствие «нести ее в мир», при сохранной тенденции к вступлению в контакт. Иными словами, потребность в социальных контактах есть, а вот «наполнить» эти контакты нечем, устойчивой эмоциональной связи и привязанности не возникает. Способность «эмоционально вовлекаться» важна для успешного социального функционирования. Её недоразвитие приводит к нарушению процесса приспособления. Период в первые 1,5-3 года очень важен для получения ребенком тепла, заботы и внимания. Этот период критичен для последующего формирования глубоких чувств, привязанности, интимности, любви и эмпатии. Этиология. В процессе взаимоотношения с родителями они не получали эмпатической поддержки и принятия от них, что сказывается на формировании установки, что «эмпатия не нужна и бессмысленна». Собственные эмоции не нашли отклика у родителей, значит в них нет смысла. Происходит обесценивание своих эмоций и эмоций окружающих в своей жизни. Такая установка подкрепляется (или формируется) также периодами длительного или хронического стресса (отсутствие эмоций как способ защититься от хронической травмы: «я ничего не чувствую и мне не больно») – происходит существенное сужение контактов, к которым «можно» проявлять чувства. Эта особенность проявляет себя в эмоционально насыщенных ситуациях: человек с дезэмпатическим видом социопатии не реагирует на «трогательные» фильмы, телепередачи и пр. Иными словами, переживания других людей не находят никакого «отклика» в эмоциональном плане, максимум – в интеллектуальном, на уровне объяснения (но не понимания и проживания). Например, сочиненная история о том, что они учились в престижном ВУЗе, дает им принадлежность к элите выпускников, авторитетность и пр. Они искренне считают, что достойны и заслуживают этого, даже несмотря на факт того, что их отчислили из колледжа за несоответствие стандарту образования, неуспеваемость и пр. Этиология. Формируется на основе антисоциального радикала и научения на социальной модели, что успешные люди больше достигают в жизни. Нарциссическое ядро Грандиозности подталкивает к стремлению принадлежать элите. Все в купе создает модель, что ложь о своей принадлежности «хорошему» создает социально-привлекательный и успешный имидж. Причем эта ложь настолько качественная, что сам человек в нее верит и может вести себя соответствующе на протяжении очень длительного срока (или вести двойную жизнь). Также весьма существенной является чувство «непринятости» (и униженности) той группой, в которой они есть или долго пребывали, находясь в изгоях или маргиналах. На этих чувствах строится желание преодоления этой отверженности посредством создания лживого, но комфортного и привлекательного образа. Хорошо данный тип можно наблюдать на пассивно-агрессивных и антисоциальных ЛР (в профессиональной области), когда происходит саботаж правил и норм, манипулирование людьми как протест принятым нормам. Причем все реализуется так, что с внешне наблюдаемой стороны такие личности оказываются как бы «не при чем». Этиология. Формируется в процессе отвержения своих действий родителями. Они пытаются привлечь внимание деструктивным путем, но родители концентрируют свое внимание не на ребенке, а на «подкреплении» ситуации. Это вызывает протест на ситуацию и негативные эмоции. Далее эта модель распространяется на общество и социум в целом. Например, мальчик дернул за косичку девочку, чтобы привлечь внимание к себе. Родители не обратили внимания на ребенка, а «пожалели» девочку, «наругав» сына. Мальчик не получил внимания и сконцентрировал эмоции против девочки и родителей, сделав вывод, что ситуация плоха для него (не родители плохие, а ситуация плохая). Возникает ядро установки «против общества», так как посыл ребенка остался неудовлетворенным, а виновато общество. В дальнейшем антисоциальные реализации также не встречают одобрения, подкрепляя еще больше враждебность. Среди данного типа можно выделить две подгруппы: открытые и закрытые. Открытые – это криминализованные формы поведения (насильники, серийные преступники и др). Закрытые – это агрессивные социопаты, замаскированные социально-приемлемыми формами работы (особенно где есть власть) в виде учителей, врачей, представителей силовых структур. Такие лица через свою профессию реализуют агрессивный драйв, иногда «перегибают палку»: учителя срываются на детях, полицейские издеваются на допросах или сами являются «оборотнями в погонах» и др. Этиология. Формируется такая форма социопатии от непринятия их родителями как протест «против», начиная с раннего детства. После возможного насилия и чувства бессилия и безвластия над ситуацией в сознании формируется инверсия на «реализацию» своей власти. А в купе с хроническим подавляемым чувством агрессии, гнева и ярости это трансформируется в подобный тип. Здесь подростковый возраст является критическим: если подросток находится в группе со схожими желаниями и вовлекается в процесс садизма, насилия и пр., то это закрепляется во взрослом возрасте и переходит в семью и на детей. Также в этиологии поворотным может стать первый сексуальный опыт человека и фантазии на его основе. Спасибо за внимание к статье! Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|