Клинические варианты антисоциального личностного расстройства

Д.Ликкен, из наблюдений и данных эмпирических исследований, выделяет группу антисоциальных расстройств. К антисоциальным расстройствам он относит антисоциальное ЛР, Нарциссическое ЛР, пограничное ЛР и их сочетания, характеризуя их как «социопатия».

«Социопатия» -  вид психопатии, характеризующийся стойкими нарушениями социального взаимодействия, пренебрежениями социальных норм и правил и некритичным отношением к своему поведению.

Термин «социопатия», как мы можем видеть, является более широким и интегрирующим понятием, объединяющим черты различных личностных расстройств (преимущественно кластера «В» по классификации DSM-IV) с направленностью на дисфункциональное социальное взаимодействие.

Также выбор слова «социопатия» обусловлен соображениями этиологических предпосылок, при ее формировании большую роль отводят социальным факторам.

Ликкен в своей книге анализирует множество таких факторов: отсутствие отцовской фигуры в жизни ребенка, неполные семьи, подростковая беременность, семейная среда и особенности воспитания и мн.др., приводя большое количество социологических и психологических экспериментов и фактов.

Общие и основополагающие критерии социопатии:

  • Несформированная в процессе развития способность любить и создавать глубокие интимно-личностные взаимоотношения. Иными словами – несформированность «аттачмента» (способности устанавливать длительные и прочные эмоциональные связи);
  • Отсутствие способности к сопереживанию, эмпатии (идентификации с другим человеком, на кого они направляют свою агрессию и манипуляции);
  • Отсутствие критики к себе и своим действиям. Внешнеобвинительный тип реагирования – проекция и отрицание одни из главных защитных механизмов психики;
  • Пренебрежение социальными рамками, нормами и законами. Жизнь по собственным правилам или системе ценностей.

                                        

Д.Ликкен выделяет 5 типов социопатии:

  • Тип с нарушением аффилиации;
  • Дезэмпатический тип (с отсутствием эмпатии);
  • Тип обманщика (присвоение себе того, что они считают неполученным от общества через патологическую ложь);
  • Враждебный тип (пассивно-агрессивный тип);
  • Агрессивный тип (садистический).
 Рассмотрим каждый тип более подробно, выделив специфические особенности и этиологические основания для его формирования (особенности семейного воспитания).

 Клинические варианты антисоциального личностного расстройства
Социопатия с нарушение аффилиации (стремящиеся к социализации: быть в обществе людей, установление эмоциональных контактов, общение, проявление любви и дружбы).

Этиология. Такой тип возникает, когда  один родитель не осуществляет заботы, не транслирует ребенку эмоциональное тепло в первые три года жизни, когда это является наиболее важным. Подобная эмоциональная холодность приводит к тому, что ребенок «не научается» ее чувствовать и переживать, и, соответственно, не может в последствие «нести ее в мир», при сохранной тенденции к вступлению в контакт. Иными словами, потребность в социальных контактах есть, а вот «наполнить» эти контакты нечем, устойчивой эмоциональной связи и привязанности не возникает.

Способность «эмоционально вовлекаться» важна для успешного социального функционирования. Её недоразвитие приводит к нарушению процесса приспособления.
Период в первые 1,5-3 года очень важен для получения ребенком тепла, заботы и внимания. Этот период критичен для последующего формирования глубоких чувств, привязанности, интимности, любви и эмпатии.

 
Социопатия дезэмпатического типа. По своим проявлениям очень похожа на «диссоциальное расстройство личности» в чистом виде по критериям МКБ-10. Такие социопаты способны и формируют эмоционально значимые отношения в рамках семьи (или близкого окружения), в то время как во вне они практически полностью дезэмпатичны к людям и животным.

Этиология. В процессе взаимоотношения с родителями они не получали эмпатической поддержки и принятия от них, что сказывается на формировании установки, что «эмпатия не нужна и бессмысленна». Собственные эмоции не нашли отклика у родителей, значит в них нет смысла. Происходит обесценивание своих эмоций и эмоций окружающих в своей жизни.

Такая установка подкрепляется (или формируется) также периодами длительного или хронического стресса (отсутствие эмоций как способ защититься от хронической травмы: «я ничего не чувствую и мне не больно») – происходит существенное сужение контактов, к которым «можно» проявлять чувства.

Эта особенность проявляет себя в эмоционально насыщенных ситуациях: человек с дезэмпатическим видом социопатии не реагирует на «трогательные» фильмы, телепередачи и пр. Иными словами, переживания других людей не находят никакого «отклика» в эмоциональном плане, максимум – в интеллектуальном, на уровне объяснения (но не понимания и проживания).

 
Социопатия обманывающего типа. Патологические фантазеры и лгуны. Придумывают истории, суть которых – присвоение того, что как им кажется, принадлежит им по праву, что они «недооцененные» со стороны общественности. Часто подобное наблюдается у лиц с сочетанием АЛР (антисоциальное расстройство личности) и НЛР (нарциссическое расстройство личности). Это своего рода «антисоциальный вариант нарциссического расширения через ложь».

Например, сочиненная история о том, что они учились в престижном ВУЗе, дает им принадлежность к элите выпускников, авторитетность и пр. Они искренне считают, что достойны и заслуживают этого, даже несмотря на факт того, что их отчислили из колледжа за несоответствие стандарту образования, неуспеваемость и пр.

Этиология. Формируется на основе антисоциального радикала и научения на социальной модели, что успешные люди больше достигают в жизни. Нарциссическое ядро Грандиозности подталкивает к стремлению принадлежать элите. Все в купе создает модель, что ложь о своей принадлежности «хорошему» создает социально-привлекательный и успешный имидж. Причем эта ложь настолько качественная, что сам человек в нее верит и может вести себя соответствующе на протяжении очень длительного срока (или вести двойную жизнь).

Также весьма существенной является чувство «непринятости» (и униженности) той группой, в которой они есть или долго пребывали, находясь в изгоях или маргиналах. На этих чувствах строится желание преодоления этой отверженности посредством создания лживого, но комфортного и привлекательного образа.

 
Социопатия враждебного типа. Характеризуется установкой на то, что «общественность их отвергла». Подобная установка формируется вследствие своеобразной инверсии: так как такие люди не могут жить по принципам и правилам общества и подчиняться им, то испытывают «не признанность» и «не успешность»; возникает отрицание этих норм и самого общества, трансформируясь во враждебность. Что выражается на поведенческом уровне.

Хорошо данный тип можно наблюдать на пассивно-агрессивных и антисоциальных ЛР (в профессиональной области), когда происходит саботаж правил и норм, манипулирование людьми как протест принятым нормам. Причем все реализуется так, что с внешне наблюдаемой стороны такие личности оказываются как бы «не при чем».

Этиология. Формируется в процессе отвержения своих действий родителями. Они пытаются привлечь внимание деструктивным путем, но родители концентрируют свое внимание не на ребенке, а на «подкреплении» ситуации. Это вызывает протест на ситуацию и негативные эмоции. Далее эта модель распространяется на общество и социум в целом.

Например, мальчик дернул за косичку девочку, чтобы привлечь внимание к себе. Родители не обратили внимания на ребенка, а «пожалели» девочку, «наругав» сына. Мальчик не получил внимания и сконцентрировал эмоции против девочки и родителей, сделав вывод, что ситуация плоха для него (не родители плохие, а ситуация плохая). Возникает ядро установки «против общества», так как посыл ребенка остался неудовлетворенным, а виновато общество. В дальнейшем антисоциальные реализации также не встречают одобрения, подкрепляя еще больше враждебность.

 
Социопатия агрессивного типа. Садистические типы, любящие причинять боль и страдание окружающим, наносить повреждения, проявлять физическое/психическое/эмоциональное насилие, в том числе и сексуальное. Они получают удовольствие не только от насилия, но и от самого факта доминирования в ситуации.

Среди данного типа можно выделить две подгруппы: открытые и закрытые.

Открытые – это криминализованные формы поведения (насильники, серийные преступники и др).

Закрытые – это агрессивные социопаты, замаскированные социально-приемлемыми формами работы (особенно где есть власть) в виде учителей, врачей, представителей силовых структур. Такие лица через свою профессию реализуют агрессивный драйв, иногда «перегибают палку»: учителя срываются на детях, полицейские издеваются на допросах или сами являются «оборотнями в погонах» и др.

Этиология. Формируется такая форма социопатии от непринятия их родителями как протест «против», начиная с раннего детства. После возможного насилия и чувства бессилия и безвластия над ситуацией в сознании формируется инверсия на «реализацию» своей власти. А в купе с хроническим подавляемым чувством агрессии, гнева и ярости это трансформируется в подобный тип.

Здесь подростковый возраст является критическим: если подросток находится в группе со схожими желаниями и вовлекается в процесс садизма, насилия и пр., то это закрепляется во взрослом возрасте и переходит в семью и на детей.

Также в этиологии поворотным может стать первый сексуальный опыт человека и фантазии на его основе.

Спасибо за внимание к статье!

Получить консультацию можно обратившись:

По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Четыре типа детского плача и что они означают
  • Нарциссическое расстройства личности: Кто они? Как распознать в себе нарцисс?
  • Тип личности и тип сознания: кто вы?
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • О чем молчат подростки... Часть 4: о том, что они испытывают чувства.
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Психопатии: неустойчивый тип или настоящие социопаты
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • 14 типов женщин, которые желают познакомиться. Тип 5. На краю и Тип 6. Нерастраченная.
  • 14 типов женщин, которые желают познакомиться. Тип 10. Скромная и Тип 11. Судьба.
  • 14 типов женщин, которые желают познакомиться. Тип 1. Госпожа и Тип 2. Домашняя Богиня
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Стыд. Как формируется. Способы преодоления. Почему делают они, а стыдно мне?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Расстройства личности. Как это выглядит и какими они бывают.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь