|
Этиология нарциссического личностного расстройства: механизмы, модели воспитанияАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Модели воспитания В психологической литературе можно встретить определенные типы (модели) воспитания, способствующие формированию НЛР. Таких моделей выделяется три, речь о которых пойдет чуть ниже. Следует отметить, что модель – это вектор воспитательного процесса, в рамках которого могут быть свои подвиды и сценарии. Модель «Не подвести мать!». Мать, как правило - доминирующая и властная, воспитывает в ребенке чувство всевластия, особости, больших возможностей, требуя, чтобы он вел себя определенным образом, многое запрещая. При такого рода модели, у ребенка формируют обязательство всегда быть «на высоте» и не подводить мать. В диаде «мать-ребенок» присутствует тесная взаимосвязь. Отец, как правило, отсутствует или не принимает должного участия в воспитании, является фигурой, которая периодически отсутствует и не вмешивается в семейные дела. Модель «Ребенок – витрина благополучия семьи». Используется родителями из внешне благополучных семей, в которых отсутствуют достаточно последовательные отношения эмоциональной поддержки ребенка. Родители (чаще - мать) стараются использовать ребенка как объект демонстрации благополучных семейных отношений. Ребенок выступает как витрина семьи, ее экспонат. Способности ребенка демонстрируют, когда приходят гости или празднуют торжественные события. Ребенка хорошо одет, демонстрирует особые знания и навыки. Ситуация со временем закрепляется и переходит в разряд постоянных и естественных. Ребенку «прививается» необходимость постоянного разыгрывания определенной роли. Если ребенок не будет этого делать или не будет справляться - он не получит к себе должного отношения, его осуждают, унижают и наказывают прямо или косвенно. Модель «Гиперкомпенсаторная». Характеризуется наличием элементов «престижного» воспитания и эмоционально теплых отношений к ребенку. Ребенку оказывается эмоциональная поддержка, но (!) основной акцент делается на престиже. Через некоторое время ситуация резко меняется. Что-то полностью разрушает прежнюю социальную ситуацию, делает ее совершенно иной. Например, потеря семьей престижа (вскрылись внутренние тайны семьи, насилие в семье, правонарушение одного из членов семьи, банкротство и мн.др.). Когда-то образцовая семья, на которую обращали внимание и с которой стремились поддерживать отношения, теперь боятся или избегают. Ребенок чувствует эту ситуацию и у него возникает сильная психологическая травма. Такая травма приводит к реакции гиперкомпенсации - у ребенка формируется нарцисстическая защита, с помощью которой он старается преодолеть сложившуюся ситуацию. В этом варианте ребёнок имеет двойственную психологическую структуру,: Подобного рода двойственность сильно дезинтегрирует Я, провоцируя невротические и депрессивные расстройства в последующем. Общие механизмы «закладки» НЛР Большое значение в развитии НЛР, как и любой патологии пограничного спектра (личностных расстройств), имеет ранний детский период (эдипальный и постэдипальный в случае с НЛР). В качестве одного из механизмов возникновения этого вида нарушения рассматривается процесс «уникализации» ребенка, который закладывает основу, позволяющую ребенку чувствовать себя «особым и уникальным». Часто, при наличии сиблингов, может использоваться противопоставление одного ребенка другому, брату или сестре. «Эксклюзивный» ребенок воспитывается в атмосфере особой исключительности. В его сознание косвенным образом интроецируется ощущение собственной значимости и «особости». Формирующийся «комплекс особости и эксклюзивности» включает в себя следующие характеристики: Более глубокий анализ перечисленных моментов показывает, что лица с НЛР в реальной жизни относятся к себе как к маленьким богам. Это отношение поддерживается окружающими, которые видят их такими в течение определенного времени. В такой семье ребенок – это функция, которая должна демонстрировать: Это достигается путем: Ребенок чувствует эти тенденции к социальной демонстративности «престижа» и быстро усваивает значение умения произвести впечатление. Обратной стороной медали также является усвоение ребенком неуверенности в отношении к себе родителей.
У ребенка взращивается чувство гиперответственности, не свойственной его возрасту. Зреет убежденность, что его «особость» не может позволить ему делать то, что делают сверстники, так как «нужно» нести ответственность за социальный имидж. Необходимо быть в постоянном стремлении к превосходству над другими. Увлечения ребенка искусством, спортом, коллекционированием не рассматриваются как хобби. «Важно добиться успеха, признания, славы, всегда и во всем быть первым» - жизненный девиз такого ребенка. Поскольку ребенок не может быть всегда первым, он терпит поражения, которые начинает скрывать. Так он обучается обману. Привычка говорить только о своих успехах вынуждает скрывать негативную информацию. На развитие нарциссических нарушений влияют особые ситуации, которые усиливают проявление нарцисстических признаков. Одним их таких вариантов является резкое изменение социального статуса, когда семья, которая делает ставку на «престижное» воспитание, не зависимо от ребенка, теряет свой престиж (Модель 3 «Гиперкомпенсаторная»). Ребенок это хорошо чувствует, возникает психическая травматизация с развитием психологической защиты в виде стремления к созданию имиджа в ущерб всему остальному. В дальнейшем выбирается общество, которое поддерживает такое поведение. Если статья оказалась Вам полезной или интересной, ставьте «Спасибо!» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|