Этиология нарциссического личностного расстройства: механизмы, модели воспитания

Модели воспитания

В психологической литературе можно встретить определенные типы (модели) воспитания, способствующие формированию НЛР. Таких моделей выделяется три, речь о которых пойдет чуть ниже. Следует отметить, что модель – это вектор воспитательного процесса, в рамках которого могут быть свои подвиды и сценарии.

  • Модель «Не подвести мать!». Мать, как правило - доминирующая и властная, воспитывает в ребенке чувство всевластия, особости, больших возможностей, требуя, чтобы он вел себя определенным образом, многое запрещая.
  • При такого рода модели, у ребенка формируют обязательство всегда быть «на высоте» и не подводить мать. В диаде «мать-ребенок» присутствует тесная взаимосвязь. Отец, как правило, отсутствует или не принимает должного участия в воспитании, является фигурой, которая периодически отсутствует и не вмешивается в семейные дела.

  • Модель «Ребенок – витрина благополучия семьи». Используется родителями из внешне благополучных семей, в которых отсутствуют достаточно последовательные отношения эмоциональной поддержки ребенка. Родители (чаще - мать) стараются использовать ребенка как объект демонстрации благополучных семейных отношений.
  • Ребенок выступает как витрина семьи, ее экспонат. Способности ребенка демонстрируют, когда приходят гости или празднуют  торжественные события. Ребенка хорошо одет,  демонстрирует особые знания и навыки. Ситуация со временем закрепляется и переходит в разряд постоянных и естественных. Ребенку «прививается» необходимость постоянного разыгрывания определенной роли. Если ребенок не будет этого делать или не будет справляться - он не получит к себе должного отношения, его осуждают, унижают и наказывают прямо или косвенно.

  • Модель «Гиперкомпенсаторная». Характеризуется наличием элементов «престижного» воспитания и эмоционально теплых отношений к ребенку. Ребенку оказывается эмоциональная поддержка, но (!) основной акцент делается на престиже. Через некоторое время ситуация резко меняется. Что-то полностью разрушает прежнюю социальную ситуацию, делает ее совершенно иной. Например, потеря семьей престижа (вскрылись внутренние тайны семьи, насилие в семье, правонарушение одного из членов семьи, банкротство и мн.др.).
  • Когда-то образцовая семья, на которую обращали внимание и с которой стремились поддерживать отношения, теперь боятся или избегают. Ребенок чувствует эту ситуацию и у него возникает сильная психологическая травма. Такая травма приводит к реакции гиперкомпенсации - у ребенка формируется нарцисстическая защита, с помощью которой он старается преодолеть сложившуюся ситуацию.

    В этом варианте ребёнок имеет двойственную психологическую структуру,:

  • в семье выступает компенсаторное чувство «особости» в положительном смысле;
  • внутренне присутствует скрываемое от себя и других чувство неполноценности.
  •  Подобного рода двойственность сильно дезинтегрирует Я, провоцируя невротические и депрессивные расстройства в последующем.

    Общие механизмы «закладки» НЛР

     Большое значение в развитии НЛР, как и любой патологии пограничного спектра (личностных расстройств), имеет ранний детский период (эдипальный и постэдипальный в случае с НЛР). В качестве одного из механизмов возникновения этого вида нарушения рассматривается процесс «уникализации» ребенка, который закладывает основу, позволяющую ребенку чувствовать себя «особым и уникальным».

    Часто, при наличии сиблингов, может использоваться противопоставление одного ребенка другому, брату или сестре. «Эксклюзивный» ребенок воспитывается в атмосфере особой исключительности. В его сознание косвенным образом интроецируется ощущение собственной значимости и «особости».

    Формирующийся «комплекс особости и эксклюзивности» включает в себя следующие характеристики:

  • Ребенок уверен, что ему все доступно; он может считать себя взрослым, т.к. ему доверяют как взрослому. Возникает ощущение "всемогущества", не соответствующее реальной действительности;
  • Формируется «комплекс всезнайки». Ребенку кажется, что он все знает и во всем разбирается. Происходит недооценка значимости отношений родителей друг к другу, она недооценивается, так как ребенок уверен, что важнее всего - внимание к нему;
  • Ребенок закрепляет связь, что им восхищаются и ему поклоняются.
  • Более глубокий анализ перечисленных моментов показывает, что лица с НЛР в реальной жизни относятся к себе как к маленьким богам. Это отношение поддерживается окружающими, которые видят их такими в течение определенного времени.

    В такой семье ребенок – это функция, которая должна демонстрировать:

  • Благополучие;
  • Успешность;
  • Известность семьи.
  • Это достигается путем:

  • Демонстрации ребенком, что он и семья «на высоте»;
  • Демонстрации ребенка как куклы, которую хорошо одевают;
  • Обязательства ребенка показывать глубокие знания в какой-то области и отвечать на тематические вопросы;
  • Воспитании способности «поражать» воображение окружающих своей развитостью, интеллектом и навыками;
  • Ребенок чувствует эти тенденции к социальной демонстративности «престижа» и быстро усваивает значение умения произвести впечатление.

    Обратной стороной медали также является усвоение ребенком неуверенности в отношении к себе родителей.

    «Он не получал в раннем возрасте достаточного эмоционального подкрепления и продолжает не получать его, но в данной ситуации включается компонент искусственности эмоциональных проявлений. Формирование важной для ребенка экзистенциальной сферы нарушается. Он не знает, любит его мать или нет, на фоне того, что чувство любви у него не очень развито. Любовь родителей оказывается тесно связанной с впечатлением, которое он производит на окружающих. В дальнейшем это распространяется не только на умение произвести впечатление, но и на способность добиться поставленных целей, включая хорошую успеваемость в школе. Ребенок понимает, что любовь родителей носит условный характер, и его любят за успехи и достижения» [цит. По Короленко Ц.П.].

    У ребенка взращивается чувство гиперответственности, не свойственной его возрасту. Зреет убежденность, что его «особость» не может позволить ему делать то, что делают сверстники, так как «нужно» нести ответственность за социальный имидж. Необходимо быть в постоянном стремлении к превосходству над другими. Увлечения ребенка искусством, спортом, коллекционированием не рассматриваются как хобби.

    «Важно добиться успеха, признания, славы, всегда и во всем быть первым» - жизненный девиз такого ребенка.

    Поскольку ребенок не может быть всегда первым, он терпит поражения, которые начинает скрывать. Так он обучается обману. Привычка говорить только о своих успехах вынуждает скрывать негативную информацию.

    На развитие нарциссических нарушений влияют особые ситуации, которые усиливают проявление нарцисстических признаков. Одним их таких вариантов является резкое изменение социального статуса, когда семья, которая делает ставку на «престижное» воспитание, не зависимо от ребенка, теряет свой престиж (Модель 3 «Гиперкомпенсаторная»). Ребенок это хорошо чувствует, возникает психическая травматизация с развитием психологической защиты в виде стремления к созданию имиджа в ущерб всему остальному. В дальнейшем выбирается общество, которое поддерживает такое поведение.

    Если статья оказалась Вам полезной или интересной, ставьте «Спасибо!»



    Просмотров: 368
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • А чувствует ли Ваш ребенок, что Вы его любите?
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Гиперактивный ребенок! Как быть и что с ним делать?
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь