|
Работа с проблемой. Цвет+форма.Автор статьи: Екатерина Радченко
Коллеги!) Сегодня хочу поделиться с вами опытом использования в работе «МАКовых полей» (матриц для работы с МАК) и цветных элементов из комплекса по работе с метафорой «PUZZLE-maxi». На мой взгляд, весьма интересное сочетание и эффективная работа. Описание дается с разрешения клиентки. Итак. Клиентка, 40 лет. Сложности в построении отношений с окружающими. Самый яркий пример – отношения с мужем, в которых с завидной регулярностью возникают конфликты «на ровном месте». В ходе предварительной беседы пришли к выводу, что проблема, скорее всего, кроется в клиентке. Разбирались, что это за проблема (в первом приближении). Использовали матрицу № 9 и Г-шки. Выбор цветных элементов осуществлялся ВЗ. Каждый цветной элемент, который выбирала клиентка, ей нужно было описать, опираясь на те ассоциации, которые возникали. Привожу здесь краткое описание фрагмента сессии. «Ячейка» №1 – «В чем моя основная проблема?» Интерпретация клиентки: - Здесь «винегрет» из тоски, тревоги, негатива и напряжения. Маленький кусочек зеленого цвета – это нечто хорошее, но он занимает совсем немного места в общей картине. «Серо-буро-малиновый» - это как раз про это сочетание. Грязная, неприятная картинка. Это то, что происходит внутри меня. Это – моя проблема, на самом деле. «Ячейка» №2 – «Что я чувствую, находясь в этой проблеме?» Интерпретация клиентки: - Оторванность от земли. Это неприятно и небезопасно. Хочется на что-то опереться, а опоры нет. Цвета, вроде, красивые, но в целом меня это пугает. Я чувствую… страх. (Задумывается). Ячейка №3 – «Почему возникла эта проблема?» Интерпретация клиентки: - Здесь очень четкое разделение на «черное» и «белое». Промежуточных цветов практически нет. И у меня в жизни тоже так: или все хорошо, или все плохо, или правильно, или неправильно. Думаю, эта моя проблема возникла потому, что во мне не хватает гибкости. Какой-то юношеский максимализм, глупый и неуместный в моем возрасте. И, знаете, ведь у меня есть такие четкие критерии оценки всего, чего угодно! (Горько усмехается). И я всеми способами пытаюсь сделать так, чтобы доказать окружающим свою правоту и заставить их поступать в соответствии с теми правилами, которые мне так хорошо знакомы и понятны. Прямо насилие какое-то получается… Иначе мне плохо. А теперь выясняется, что мне страшно. Т.е. жить «не по правилам» мне страшно?! Да уж… Ячейка №4 – «Какова моя роль в этой проблеме?» Интерпретация клиентки: - Фундаментальная роль. И состоит она, видимо, в том, чтобы подпитывать эту проблему эмоционально. Видите, сколько в этих цветах страсти? Но это страсть какая-то болезненная, что ли… Слишком много красного цвета и его разных оттенков. Тревога и напряженность. Да, судя по всему, я постоянно «подпитываю» свою проблему и поддерживаю определенный уровень «болезненности». Какой ужас!.. Ячейка №5 – «Как я могу решить эту проблему?» Интерпретация клиентки: - Здесь небо… Очень красивое, весеннее, яркое. Приходит на ум слово «легкость»! Я смогу решить эту проблему, если стану легче ко всему относиться. Не вмешиваться куда надо и куда не надо. Не стараться переделать окружающих. И поменьше думать о правилах. Какие могут быть правила для неба?! Там простор, чистота, радость, полет. И там хватит места для всех – какими бы разными эти «все» не были. (Улыбается). Ячейка №6 – «Что мне нужно сделать для решения проблемы?» Интерпретация клиентки: - Эти цвета у меня ассоциируются с землей. Наверное, речь о том, что нужно твердо стать на ноги, почувствовать землю. Т.е. посмотреть в глаза реальности. Вообще остановиться для начала, прекратить какое-то бессмысленное движение (в моем случае это о том, что надо сосредоточиться на действительно важных вещах, а не хвататься за все подряд, как я привыкла). И еще – ослабить контроль над другими и усилить его в том, что касается моих собственных проявлений. Как я разговариваю с окружающими? О чем? ЗАЧЕМ? Нечего искать недостатки в других людях, важно сосредоточиться на себе! А у меня, судя по всему, много нерешенных пока внутренних вопросов… Хочу обратить ваше внимание, коллеги, и на то, как клиентка располагала Г-шки. В каждом конкретном случае ориентация цветного элемента была своя, и она тоже несет дополнительную информацию для специалиста. Здесь привожу краткие описания и обоснования выбора ориентации Г-шек, данные клиенткой в ходе работы. «Ячейки» 1 и 2 – прямой угол «смотрит» вниз (как усиление негативной окраски элемента, указание на то, что описываемые состояния угнетают, «тянут вниз»). «Ячейки» 3 и 4 – прямой угол расположен таким образом, чтобы образовать некую «платформу» (указание на «фундаментальность», «незыблемость», «тяжесть» того, что описывается). «Ячейка» 5 - прямой угол «смотрит» вверх (указание на позитивное восприятие описываемых процессов, стремление вверх, выход на новый уровень). «Ячейка» 6 – прямой угол образует платформу, но уже сверху (как указание на «прочность» решения, серьезность намерений, «защищенность»). Вот такая, интересная, с моей точки зрения, комбинация двух инструментов. Это один из самых простых вариантов работы, однако, достаточно информативный и эффективный. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|