Музыкальный игротренинг-театрализация «Мы рассказываем сказку» для детей с ОВЗ

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни , изменённые детской фантазией, - сюжетом игры.  А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребёнка.

Игротренинг-театрализация "Мы рассказываем сказку" сложился в процессе соединения элементов традиционной игры-драматизации, психотренинга, элементов концепции творческого самовыражения Карла Орфа и наиболее близок к следующим направлениям арттерапии: музыкотерапии, имаготерапии, кинезитерапии (психокоррекционное воздействие средствами музыки, театра, образа, танца, движения).

Предложенный игротренинг может быть единовременными или систематичными, проводится с разными возрастными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, из этого складывается подбор содержания и предварительная подготовка.

Для дошкольников и детей с различными отклонениями в развитии более приемлема система занятий с предварительной подготовкой. В течении ряда занятий мы проводим следующие игры:

- «Меня зовут (имя), я делаю вот так». Дети по очереди называют своё имя и показывают какое – нибудь движение или принимают статическую позу.

Цель: развитие координации движений, творчества, способности красиво двигаться, чувства юмора, преодоление неуверенности в собственных силах.

 - «Её (его) зовут (имя), она (он) делает вот так. Меня зовут (имя), я делаю вот так». Дети по очереди называют имя соседа справа и повторяют движение или принимают статическую позу, предложенную им, а затем называют своё имя и показывают своё движение.

Цель: та же, развитие зрительного и слухового внимания, памяти, точности восприятия.

- «Повтори фразу». Детям раздаются карточки с пиктограммами различных эмоциональных состояний (весёлый, грустный, злой, удивлённый, безразличный и т.п.). Они по очереди должны именно с таким выражением лица, соответствующей интонацией голоса и, возможно, жестом сказать предложенную фразу (например, «Пришла весна»). Остальные участники должны угадать, какое же настроение было на карточке? Затем всем предъявляется данная карточка и дети проверяют свои предположения.

Каждый участник по-своему может понимать одинаковые пиктограммы, мы принимаем его мнение, ни в коем случае не оцениваем «правильно - не правильно», хвалим, предлагаем свои варианты («Как ещё можно показать?»).

Для пополнения словарного запаса мною были подготовлены карточки – памятки с надписями эмоционально – образных состояний для читающих детей или я сама их озвучиваю.

Цель: развитие способности передавать настроение мимикой, голосом и движением.

- «Догадайтесь, кто я ?». Детям раздаются карточки с изображениями разных животных и они по очереди голосом, движением должны показать этот образ. Остальные участники должны угадать, кто это? Затем всем предъявляется данная карточка, как и в предыдущей игре, и дети проверяют свои предположения, показывают свои варианты.

Цель: развитие способности передавать образ мимикой, голосом и движением.

- «Прогноз погоды». Как и в предыдущих  играх используем карточки, но с изображениями явлений природы. Дети выбирают музыкальные инструменты, придумывают композиции, передающие состояние природы, исполняют их по очереди. Остальные  угадывают, какая погода будет завтра?

Цель: развитие способности передавать явления природы с помощью музыкальных инструментов, различными приёмами звукоизвлечения.

Таким образом, использование данных игр (и многих других) подготавливает дошкольников к проведению самого игротренинга, обогащая их лексический запас, эмоционально – образный, двигательный, музыкально-исполнительский опыт.

Школьникам и взрослым такие занятия не повредят, но они и самостоятельно, без подготовки могут с успехом участвовать в игротренинге.

Основная идея игротренинга: рассказать конкретную сказку с помощью различных видов искусства.

Состав участников: взрослый — ведущий, дети, родители.

Место проведения: просторное помещение, стульчики расставлены по кругу.

Атрибуты: книга сказок, карточки с символическими изображениями персонажей и погодных явлений, разноцветные шифоновые платки, детские музыкальные инструменты (ударные, самодельные шумовые, орф-инструменты, рулон белой бумаги и фломастер, краски одного цвета.

Алгоритм проведения:

  • Подбираем сказку соответственно интересам данной категории детей, либо сочиняем ее сами, исходя из целей занятия. Условия: небольшой объем, присутствие яркой сюжетной линии, характерных персонажей (лучше знакомых детям), диалогов, больших цветных иллюстраций из книги.
  • Дети сидят по кругу, ведущий приветствует их традиционно для данного занятия (например, ударяя в бубен на каждый слог «Здра-вству-йте»). Дети отвечают хором, хлопая в ладоши, либо по одному ударяя в бубен. Ведущий сообщает название сказки, очень выразительно, по ролям читает или рассказывает сказку с одновременным показом соответствующих картинок.
  • После прочтения, вместе с участниками «рисуем сценарий сказки» на длинной полосе бумаги. Мы последовательно символически обозначаем персонажей сказки и последовательность событий (например, «Жил-был Ваня…» — пиктограмма человеческого лица, «подбежал к нему заяц…»- мордочка зайца, «постучал лапками: тук-тук-тук» — ***). Из нашего поля зрения не исчезают самые мелкие подробности о явлениях природы (например, «Встало солнце»- рисуем солнышко и т. п.).
  • Распределение ролей: в центре круга ведущий раскладывает карточки вниз рисунком по количеству участников. На них нарисованы персонажи сказки в одном экземпляре и различные явления природы: солнце, ветер, дождь и т. д. в нескольких экземплярах. Ребенок выбирают одну карточку, в результате, очень робким детям могут достаться ведущие роли или ребенок сможет сыграть нетипичный для себя характер.
  • Следующий шаг: выбор видов деятельности и атрибутов, с помощью которых дети смогут раскрыть свой образ. «Главные герои» из платков мастерят себе символические «уши», «хвосты » и пр., ищут подходящие тембры, интонации голоса, движения, жесты.

Выбор же у второстепенных персонажей более сложен: им предлагается изобразить явления природы либо с помощью детских музыкальных инструментов («дождик» — металлофон, «гром» — барабан), либо пластически, танцуя с платками соответствующих цветов (например, «горящий огонь»- энергичный танец с красным платком, «снег» — медленно укрывающий героев белый платок), либо вокализируя («все уснули» — напеваем мелодию «Спят усталые игрушки»). А еще детьми могут быть предложены самые необыкновенные средства.

  • Когда участники готовы, ведущий начинает рассказывать сказку. Все следят за «сценарием» и в нужное время каждый исполняет свою роль: главные герои ведут диалог или (по возможности) произносят отдельные слова, «оркестр» сопровождает сюжет различными звуками, «танцоры» пластикой обогащают повествование.
  • По окончании сказки ведущий предлагает участникам нарисовать символически красками на чистой полоске бумаги элементы сказки: например, оставшиеся на снегу маленькие следы Зайца, следы побольше — Лисы, самые большие следы — Медведя и т. п.
  • Ведущий вместе с участниками рассматривает получившийся рисунок, предлагает по-очереди «проиграть его на музыкальных инструментах»: например нарисованные следы Зайца озвучить на коробочке (сколько следов, столько и звуков), следы Лисы — на ксилофоне, следы Медведя — на барабане или конгах. Одновременно оставшиеся дети движениями изображают озвучиваемых героев. Можно на инструментах «проиграть рисунки» всем желающим.
  • Результат неизменно превосходный: приподнятое настроение у детей, чувство единства, общности; радость от личной успешности, уверенность в себе и своих силах; желание совершенствоваться и творить.

С малышами мы начинаем со знакомой русской народной сказки «Колобок», возможно проводить ее несколько занятий, дополняя и обогащая ее различными нюансами. Если в начале идет речевое сопровождение педагога (читается сам текст сказки и герои в точности воспроизводят свои слова), то на последних занятиях сопровождение уходит, и сюжет сказки самостоятельно передается детьми средствами движения, мимики, звукоподражаний, музыки, а герои могут импровизировать, произнося свои слова.

Аналогично идет работа и над сказкой «Ванина избушка».

 

Игротренинг-театрализация «Ванина избушка».

Оборудование: книга сказок с картинками, карточки с символическими изображениями персонажей (Ваня, Заяц, Лиса, Медведь) и погодных явлений (Солнце, Метель, Огонь), разноцветные шифоновые платки, детские музыкальные инструменты (ударные, металлофон, колокольчик, орф-инструментарий), рулон белой бумаги, фломастер и краски.

Дети сидят по кругу на стульчиках, в центре разложены карточки, платки, инструменты, белая полоска бумаги прикреплена к доске или стене.

Ведущий приветствует детей традиционно, ударяя в бубен на каждый слог («Здра-вству-йте»). Дети отвечают по одному, ударяя в бубен.

Ведущий:

— Сегодня мы расскажем с вами сказку «Ванина избушка», итак, сказка начинается….

Ведущий читает текст сказки и показывает картинки. Он вместе с участниками рисует на полоске бумаги сценарий сказки, на который дети будут смотреть во время итогового выступления.

Затем все дети выбирают себе по одной карточке и начинают готовиться к исполнению роли.

«Ваня» подвязывает красный платок на пояс вместо кушака.

«Заяц» привязывает белый платок на голову «как ушки».

«Лиса» прикрепляет оранжевый платок на пояс вместо хвоста.

«Медведь» повязывает коричневый платок на грудь.

«Солнышки» (их несколько) берут желтые платки, металлофоны и колокольчики. Кто-то придумывает танец встающего солнца, другие — подходящую мелодию.

«Метели» (их также несколько) берут синие платки, ударные инструменты, «поющую трубу» (отрезок пластмассового гофрированного поливного шланга (примерно 80 см.) держим за один конец, вращаем над головой, издает непередаваемый воюще-плачущий звук).

«Огонь» (огоньков несколько) берет красные платки, металлофоны и ударные. Язычки пламени садятся в центре круга (это очаг) и вместе придумывают танцевально-музыкальную композицию.

 

Ведущий дает команду, сказка начинается…

«На лесной опушке, в маленькой избушке жил-был Ваня.

(Ваня ходит по кругу, напевая русскую народную песню.)

Наступила зима, всю землю укрыла белым покрывалом. Налетели метели, замели все пути-дорожки.

(За кругом, размахивая платками, танцуют Метели, им подыгрывают музыканты, то затихая, то нарастая с новой силой.)

Холодно стало Ване, разжег он в печке огонь и сел рядышком погреться.

(Ваня идет в центр круга, «раздувает Огонь». «Огонь» сначала с небольшой амплитудой, потом активнее двумя руками исполняют танец, а музыканты вторят их движениям.)

Вдруг слышит: «Тук-тук-тук».

(За кругом стоит Заяц, бьет лапку о лапку, стучится.)

— Кто там?, — спрашивает Ваня.

(Подходит к «двери»).

— Это Заяц. Я был в лесу и очень замерз, пусти меня погреться.

(Прыгает на месте, теребит «ушки».)

Открыл Ваня дверь: «Ах ты, бедолага, заходи, погрейся».

(Ваня пропускает Зайца, который радостно прыгает по кругу.)

Сел Заяц у огня, согрелся и задремал в углу на лавке.

(Заяц садится в центр, к огню, языки пламени разгораются, звучит музыка Огня.)

Вдруг слышно опять: «Тук-тук-тук».

(За кругом стоит Лиса, бьет лапку о лапку, машет хвостом, стучится.)

—Кто там? — спрашивает Ваня.

(Подходит к «двери».)

«Это Лиса. Я была в лесу и очень замерзла, пусти меня погреться».

(Заяц пугается, вскакивает с места, мечется в кругу, ищет, где спрятаться.)

А Заяц испугался и просит: «Не пускай Лису, она меня съест!».

(Кидается к Ване, прячась за него. Ваня гладит Зайца по голове, успокаивает.)

Открыл Ваня дверь Лисе: «Ах ты, бедолага, заходи, погрейся, только уговор — не трогай Зайца, он у меня в гостях».

(Ваня пропускает Лису, грозит пальцем.)

«Хорошо, не трону», — пообещала Лиса.

(Она, облизываясь, ходит по кругу, «метет хвостом», поглядывает на Зайца, он прячется за Ваню).

Села у огня, согрелась и задремала в другом углу на лавке. (Лиса садится в центр, к огню, языки пламени разгораются, звучит музыка Огня.)

Вдруг слышно опять: «Тук-тук-тук».

(За кругом стоит Медведь, переваливается с ноги на ногу, стучится.)

— Кто там? — спрашивает Ваня.

(Подходит к «двери».)

«Это Медведь. Я был в лесу и очень замерз, пусти меня погреться».

(Лиса пугается, вскакивает с места, мечется в кругу, ищет, где спрятаться. Заяц радуется.)

А Лиса испугалась и просит: «Не пускай Медведя, он меня побьет, я у него вчера курочку украла!».

(Кидается к Ване, прячась за него. Ваня гладит Лису по голове, успокаивает.)

Открыл Ваня дверь и Медведю: «Ах ты, бедолага, заходи, погрейся, только уговор — не трогай Лису, она у меня в гостях».

(Ваня пропускает Медведя, грозит пальцем.)

— Хорошо, не трону, — пообещал Медведь. Сел у огня, согрелся и задремал у печи.

(Медведь садится в центр, к огню, языки пламени разгораются, звучит музыка Огня. Заяц сидит рядом, озираясь на Лису.)

Тихо стало в избушке, уснул и Ваня.

(Все сидят у огня, музыка Огня постепенно затихает, снова за кругом, размахивая платками, танцуют Метели, им подыгрывают музыканты, постепенно затихая.)

К утру метель стихла, встало солнышко и согрело все вокруг.

(Танцуют солнышки, медленно поднимая руки с желтыми платками, звучит нежная мелодия на металлофоне.)

Первым проснулся Заяц, тихонько выскользнул из дома и наутек, только его и видели.

(Потягивается, озирается вокруг, убегает вприпрыжку, оставляя обувь-«следы».)

Следом проснулась Лиса, вышла из дома и бегом, только ее и видели.

(Потягивается, озирается вокруг, грациозно убегает, оставляя обувь-«следы».)

Потом проснулся Медведь, тихо выбрался из дома и пошагал восвояси, только его и видели.

(Потягивается, озирается вокруг, идет вперевалочку, оставляя обувь-«следы».)

Последним проснулся Ваня, огляделся вокруг — никого нет.

(Потягивается, удивленно смотрит вокруг.)

— Может мне гости ночные приснились? — подумал Ваня. Вышел из избушки и увидел на снегу следы: маленькие — Зайца, побольше — Лисы, самые большие — Медведя.

(Ваня ходит по кругу и радостно находит «следы».)

Улыбнулся Ваня: «Нет, не приснилось мне все это. До свидания, друзья».

(Машет рукой, кланяется.)

 

Ведущий предлагает нарисовать символически красками на чистой полоске бумаги оставшиеся на снегу маленькие следы Зайца, следы побольше — Лисы, самые большие следы — Медведя. Ведущий вместе с участниками рассматривает получившийся рисунок, предлагает по-очереди «проиграть его на музыкальных инструментах»: нарисованные маленькие следы Зайца озвучить на коробочке (сколько следов, столько и звуков), следы побольше — Лисы — на ксилофоне, большие следы Медведя — на барабане или конгах. Дети по возможности могут выбрать инструменты самостоятельно.

Одновременно оставшиеся дети движениями изображают озвучиваемых героев. Можно на инструментах «проиграть рисунки» всем желающим.

Ведущий:

— Сказка закончена, нам пора прощаться, до свидания!

(Все участники хлопают друг другу, либо прощаются, традиционно для данного занятия ударяя в бубен на каждый слог и говоря или пропевая «До сви-да-ни-я!».)

Эта же сказка может быть рассказана и показана совершенно иначе, как результат совместного творчества детей-исполнителей и ведущего.

Таким образом, игротренинг-театрализация «Мы рассказываем сказку» вариативен (можно добавить, заменить или просто упустить какой-либо элемент в зависимости от аудитории), экономичен, обладает необходимой универсальностью, гибкостью, позволяющей сочетать его с различными методиками, высокой адаптивностью к различным условиям и создает большой потенциал для дальнейшей творческой деятельности как детей, так и педагогов. Также опытно-экспериментальным путем нами было доказано эффективное воздействие данной формы работы на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности дошкольников.



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ваня+Коля+Петя=Саша. Анализ бывших "любовей" и его итог.
  • Пример из практики "Тук-тук-тук... Кто там?" с метафорическими ассоциативными картами
  • Тук-тук, кто там, семейный психолог.
  • Моя мать меня ненавидит. Родительские следы. Племя нечастных, недолюбленных…
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Практическая психология: кто Я: Ведомый или Ведущий?
  • Следы детской памяти...
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • Следы памяти
  • Короткая память. Почему дети чествуют Гитлера и танцуют у Вечного огня
  • Дети ВДА(взрослые дети алкоголиков) и только одуванчики все понимали...
  • Ошибочные утверждения. Как путать следы
  • Как замести следы бывшего в квартире
  • Образ врага, как ведущий принцип, как индивидуального, так и социального развития.
  • Ведущий группы поддержки родителей детей-аутистов
  • Родительские следы...
  • Сказки только для детей.
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Как объяснить своему ребенку откуда берутся дети? Я сочинила вот такую сказку.
  • Детские болезни или как дети отдыхают за меня.
  • Кнут и пряник. Следы из прошлого
  • Кто ведущий?
  • Следы из прошлого требующие любви-свободы.
  • Дневник мамы 1-классника – 9. Большие маленькие дети – самостоятельность или безопасность?
  • Техника "Следы". Работа с путями жизни и осознанием ситуаций
  • Следы травматичной сепарции, сепарационные страхи и конфликты.
  • Стресс от иммиграции и дети: показывать свои переживания или лучше эмоционально закрыться
  • Зарисовки из жизни. Все не в свое время или созависимые дети
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Гудвин Великий и Ужасный, или Заяц в львиной шкуре



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь