Короткая память. Почему дети чествуют Гитлера и танцуют у Вечного огня

Автор статьи: Светлана Меркулова
 
Накануне Дня Победы АиФ.ru поговорил с психологом о том, что происходит с исторической памятью россиян, способны ли дети искренне сострадать ветеранам и почему в качестве героев молодежь выбирает диктаторов и убийц.
Короткая память Почему дети чествуют Гитлера и танцуют у Вечного огня 

Системное разрушение

Наталья Кожина, АиФ.ru: Каждый год перед Парадом Победы всегда находятся  люди, которые искренне считают, что вкладывать деньги в подобное мероприятие  глупо. Как вы считаете, откуда берутся подобные настроения, почему у нас такая короткая историческая память? 

Светлана Меркулова: Для начала давайте определимся, что же такое память. Память — это познавательный процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Надо сказать, это один из основных процессов психической деятельности человека. Человек, лишенный памяти, по сути перестает быть таковым. Все, что происходит сейчас в нашей стране: обсуждение значимости парада, дети, поздравляющие с днем рождения Гитлера, подростки, «зигующие» у Вечного огня, и т.д., — больше похоже на нарушение памяти. Подобные вещи происходят с больным человеком, он что-то отрывочно помнит, что-то фантазирует, либо использует информацию, которую ему предложили третьи лица, т.е. теряет связь с реальностью, нет собственного фундамента, не на что опираться. 

Что касается парада — это очень мощное событие. Оно активизирует ощущение единства, мощи государства, принадлежности к достойной нации, которая совершила такое геройство! Великая победа, которая принадлежит нашей стране. Почему бы не использовать это событие для воспитания молодежи? Кстати, как никто в подобных эмоциях нуждаются именно дети и подростки.

Но, видимо, этого недостаточно, если наши дети восхваляют Гитлера в день его рождения?

Конечно, когда такое масштабное событие происходит только один раз в год — эффекта не будет. Мы чествуем ветеранов только 9 мая. У молодого поколения нет никакой связи с ними. Люди, которые прошли войну, кажутся им какими-то кентаврами, которые жили в доисторическую эпоху.  То, что подростки нуждаются в героях, как раз и подтверждают истории с празднованием дня рождения Гитлера. Та пустота, которая образовалась в результате информационной недостаточности, заполняется яркими персонажами. 

Истории, которые нам рассказывают СМИ, художественные фильмы о Великой отечественной войне есть. Но этого либо недостаточно, либо оно так подается, что не вызывает интереса.

То, что мы видим сегодня — системное разрушение, которое идет из семьи, школы, страны, потерявшей свои идеалы. Подростки — зеркало общества, они отражают то, что происходит с нами. Абсолютно ясно, что это зеркало показывает довольно неприятную картину.

К сожалению, многие взрослые пользуются механизмом избегания, берегут детей от какой-то негативной информации. Логика проста: зачем погружать свое чадо во все эти ужасы войны? Но мы забываем, что жизнь на самом деле окрашена не только в светлые тона. И ребенок должен об этом знать. Иначе у него не будет понимания, как действовать, когда он столкнется с чем-то плохим. 

Скажите, а ребенок вообще может воспринять информацию подобного рода? Я вспоминаю себя, когда мы в школе учили стихи на 9 Мая или встречались с ветеранами. Все это было как-то механически, не вызывало особых чувств. Возможно, современное поколение испытывает схожие эмоции?

Заучивание стихов обычно не несет в себе никакой эмоциональной окраски. Есть 9 Мая, ребенок выучил стихотворение, пришел, отчитался, ушел. Само событие проводится для «галочки». Нет ощущения связи поколений, связи с людьми, о которых рассказывают. Сложно испытывать какие-то чувства, сострадать и переживать. Все это кажется каким-то нереальным.

Это не значит, что дети не способны пережить сопричастность к тому, что было во время Великой Отечественной войны. Очень даже способны, но через другие механизмы. Здесь помогла бы беседа с родственниками, которые были на фронте. Живое общение с человеком, прошедшим все ужасы той войны, дает понять, что ветераны — не сказочные персонажи, а реальные люди. Они страдали, теряли, им было страшно и больно.

Конечно, участники боевых действий ранены на всю жизнь и никогда ничего не забудут. Для последующих поколений Великая Отечественная война не так страшна. Для них это — некий исторический отпечаток, и чем дальше, тем более схематичным он становится. Это естественно и нормально, зачем же всем страдать? Со временем, потихонечку, с каждым поколением будет происходить некое излечение.

По-моему, сегодня происходит не излечение, а обесценивание очень значимого события?

Да, и задача взрослых людей в этой ситуации — не осуждать, не кричать на своих детей, а понять, что происходит в обществе, от чего молодое поколение так себя ведет. Дети — это наш продукт! Почему молодежь ищет какие-то сомнительные образы, на которые хочет равняться? Возможно, нужно им что-то предлагать вместо того, чтобы запрещать?

Конечно, сейчас вроде бы стараются что-то делать для просвещения нации, чтобы великий подвиг, который совершил наш народ, остался в памяти поколений. Но получается это неуклюже. Например, акция с георгиевской лентой вызывает странное ощущение: люди не знают, как ее применить. Есть символ, но нет понимания значения этого символа, что ведет к обесцениванию. Непонимание значимости символа уменьшает эту самую значимость. Если подобные акции имеют место быть, люди должны четко понимать, что происходит. Ради чего и зачем проводится акция.

 

Что дальше?

Как вы считаете, через 30 лет, когда пройдет ровно сто лет со дня победы, подрастающее поколение будет помнить о том, что произошло 9 Мая 1945 года? 

Несомненно, они будут знать об этом историческом событии. Я не думаю, что произойдет какая-то катастрофа, даже с учетом того, что сегодня в этом отношении проводится недостаточная работа и с детьми, и со взрослыми людьми. Все-таки, все системы стремятся к тому, чтобы как-то себя восстановить. Нет системы, которая стремилась бы к разрушению.

Даже в моей юности были мальчики и девочки, которые читали «Майн кампф», восхищались Гитлером. Всегда будут дети, которые интересуются историей, знают ее. Как будут и те, кто обесценивает важные события в жизни страны, демонстрирует обществу отрицание общепринятых позиций. Это все идет из семьи, из того образования, которое получает ребенок в школе и дома.

А родители зачастую не могут ничего дать, потому что сами всерьез размышляют над тем, нужно ли тратить деньги на Парад Победы?

Да, это большая проблема. Но она возникла не просто так! Крушение Советского Союза очень сильно повлияло на людей. То, во что они верили, обесценилось, покрылось какой-то пылью. Появились новые истории, которые когда-то скрывались. В результате многие начали отрицать собственную идентичность. А что такие люди могут дать своим детям? В свое время в Россию хлынуло очень много зарубежных фильмов с чужой идеологией, которая превозносила героизм другой нации, принижала значимость русских людей. Наш народ рос на этом «ширпотребе». Конечно, хочется себя уважать. Но как? На что опираться? Увы, не на что. Есть такое распространенное выражение: «Иван, не помнящий родства». Про человека, который отрекается от своих корней, родственных связей. Чтобы пустить эти корни, должно пройти время, должна быть достаточно питательная почва, а ее нет. Она пока не создана.

Сейчас снимают довольно много неплохих фильмов про войну. Они могут сформировать адекватное отношение к Великой Отечественной войне у людей?

Фильмы — замечательная вещь. Патриотическое кино действительно может возрождать в людях самосознание. Главное во всем соблюдать меру. Возьмите старые картины. Да, ты  сталкиваешься в них с трагедией, но там нет каких-то ужасных кровавых подробностей. В современных лентах очень много моментов, которые просто невыносимы для человеческой психики. Это слишком больно.

Есть такой феномен: человек может чувствовать боль ровно до той поры, пока она не станет невыносимой. Дальше он просто падает в обморок, перестает что-либо ощущать. Когда ты смотришь современное кино, происходит нечто похожее, ты в какой-то момент перестаешь чувствовать. Если есть желание донести до зрителя определенную мысль, нужно сделать это так, чтобы люди не убегали от ужаса.

Мы начали нашу беседу с вопроса о том, почему историческая память такая короткая. Сейчас некоторые страны Европы пытаются преподнести свое видение тех событий и делают они это довольно успешно. Как им это удается? 

То, о чем вы говорите — социальная психология, управление массами. Информацию преподносят людям, исходя из интересов политики.

Если провести параллель — отношение людей в конфликте, и тех, кто просто наблюдал какое-то яркое событие — то каждый расскажет что-то свое, субъективное. В силу собственных характеристик. С историческими событиями то же самое. Каждая страна (сторона) будет рассказывать историю так, как она ее видела — субъективно. И, безусловно, опираясь на нынешние интересы общества. Историческая память — это передаваемые из поколения в поколение события прошлого.

В целом она очень подвижная, поскольку с течением времени мы можем узнавать что-то новое, одни знания накладываются на другие и в результате трансформируются. Политики довольно активно пользуются этим свойством.

Конечно, поверженные страны пытаются доказать, что они вовсе не являются таковыми — их задача перевернуть все с ног на голову. В свою очередь Россия отстаивает право носить звание победителя, поскольку оно нам слишком дорого далось. Только происходит это как-то странно. Одним-единственным парадом здесь точно не отделаешься. Я сейчас вспомнила про Санкт-Петербург, Пискаревское кладбище, где хоронили блокадников. Когда ты приходишь туда, то открываешь в себе удивительные вещи. Но люди туда не ходят. У них нет в этом потребности. А по идее, туда нужно водить детей и взрослых, чтобы не происходило тех странных и страшных «провалов» в нашей памяти, которые случаются с нами все чаще и чаще. Иногда такие «прививки» очень полезны.



Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Почему все так? За что мне это?
  • Wake up, Neo: как психология породнилась с буддизмом, что такое майндфулнесс и почему все это научно
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Что такое гипноз. Лечение страхов и фобий в гипнозе как это происходит?
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • «Потеря близкого. Что происходит и как это пережить».
  • Имидж - ни что, если вы по прежнему считаете, что это новое платье!
  • Что такое чувствовать опору и для чего это нужно
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Что объединяет людей сегодня: а есть ли это?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь