|
Детский сад. Готовим ребёнка к переменам.Автор статьи: Мельник Наталия Валерьевна
Любые перемены в нашей жизни связаны с переживаниями, как приятными, так и негативными. Первый опыт посещения детского сада – это серьезное испытание в первую очередь для самого малыша. Во многом именно от родителей зависит, каким станет этот важный опыт. Примет ли ребенок эти перемены, либо отвергнет. Испытает тревогу или заинтересованность, страх или радость? Этот важный шаг на пути социализации ребенка может стать одной из ступеней в формировании полноценной личности, либо одной из крупиц для развития будущих неврозов и психологических нарушений. Вот почему так необходимо, чтобы родители осознавали степень важности правильной подготовки ребенка к детскому саду и подходили к делу ответственно. К моменту прихода в детский сад ребенок уже вполне способен понимать, что ему нравится, где и с кем он хочет находиться, и какие условия окружающего мира для него комфортны. С мамой ребенок чувствует себя уверенно, он в безопасности. Мама любит, ласкает, заботится. Мама – родная, а в садике его встречают чужие, незнакомые люди. И если малыш не подготовлен, обеспокоен, встревожен, посещение детского сада становится для него несчастьем. Безусловно многое зависит не только от родителей,но и от воспитателя. Но я в этой статье остановлюсь на некоторых советах для родителей. Чтобы помочь ребенку пройти все фазы адаптации как можно быстрее, снизив тяжесть всех её проявлений до минимума, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Случай из практики: Саша Н. 3,5 года. После недели посещения детского сада ведет себя агрессивно. Мама жалуется, что ребенок демонстративно разбрасывает вещи, ломает игрушки, не слушается, кричит. По мнению родителей, на ребенка оказывают влияние другие дети, с которых он берет пример. Мы долго беседовали с Сашей, рисовали, играли, рассматривали картинки. В ходе общения мне удалось выяснить, что мальчик очень обижен на маму. «Она сказала, что в садике со мной будут играть, а Лиза у меня отбирает игрушки и дразнится, Данила плюется. Мне не нравится в садике». Таким образом, желание родителей создать у ребенка представление о ДОУ, как о том месте, где ему будет хорошо и весело, сыграли с ними злую шутку. Детские ожидания не оправдались. Малыш разочарован, а родители, в этой ситуации, представляются ему обманщиками, чем вызывают агрессию в различных её формах. 2. Прочитайте ребенку сказку о маме птице и птенчиках, отправляющихся в свой первый полет. Сказка: В далеком лесу, на ветке одного из самых высоких и пышных деревьев, в маленьком гнездышке жила птичья семья. Папа-птица, мама-птица и маленький птенчик. Гнездо-это такой домик, где живут птички. Однажды мама птица сказала птенчику: « Сын, ты уже достаточно вырос, для того чтобы научиться летать и увидеть как прекрасен этот мир. Пришло время выпорхнуть из гнезда». Маленькому птенчику стало страшно. Он совсем не хотел покидать свой теплый, уютный домик. Гнездо было его радостью, и он вовсе не спешил с ним расстаться. А еще птенец боялся заблудиться в полете или упасть и удариться о землю. Но мама подбадривала его говоря: « Не бойся, малыш, я буду следить за тобой издали, и чирикать, чтобы ты слышал мой голос и не потерялся». В первый раз птенчик взлетел неуверенно и недалеко. Добравшись до соседнего дерева, он оглянулся и увидел, как мама машет ему крыльями. Это его успокоило. Каждый день птенец улетал все дальше от дома. Ему больше не было страшно, наоборот он был счастлив. Птенец увидел свой лес, других птиц и зверей. Мир действительно был очень красив. Полет стал для птенчика новой радостью. Теперь их было две – родное гнездо и простор неба. Мама и папа наблюдали за сыном и гордились его ловкостью и отвагой. А птенец думал: «Если бы я испугался и остался в своем уютном домике, не научился летать, то никогда не увидел бы как много в этом мире доброго и интересного». Спросите ребенка, как бы он поступил, будь он таким же маленьким птенчиком? Отправился бы он в полет или остался бы в гнезде рядом с мамой? 3. Обязательно приведите примеры из собственного детства. Вспомните и расскажите малышу как сами, будучи детьми, посещали детский сад, что там было интересного, что вам нравилось, а что не очень. 4.Отправляйтесь в детский сад на экскурсию. Позвольте своему ребенку понаблюдать со стороны за окружающей обстановкой, игрой детей. Не принуждайте его принимать в этом участие. Дайте ему возможность просто посмотреть со стороны. Внимательно и чутко проследите за его реакцией. Будет ли он заинтересован, проявит ли желание общаться с ребятами, либо будет торопиться покинуть группу. После экскурсии обязательно спросите, что понравилось ребенку, узнайте, что его беспокоило. Придя домой нарисуйте вместе рисунки на тему детского сада. Обратите внимание, что нарисует ребенок, попросите рассказать об этом. 5.Вечером погуляйте с ребенком в районе детского сада, покажите, как родители забирают детей, как дети возвращаются домой. 6. Не оставляйте ребенка в детском саду сразу на полный день. Начинайте с нескольких часов, постепенно увеличивая время. 7.Разговаривайте с ребенком о предстоящих переменах. Наблюдайте за его настроением, поведением, реагированием. Если что-то вызывает у вас беспокойство , обратитесь за советом к специалистам, педагогам и психологам. 8.Как можно больше и чаще демонстрируйте ребенку свою любовь, поддержку, заинтересованность и вовлеченность в его переживания. Очень важно, чтобы малыш доверял вам и чувствовал себя защищенным. Благодаря этому он научиться доверять миру, окружающим. Такой ребенок менее тревожен, когда мамы нет рядом. Конечно, подготовка ребенка к дошкольному учреждению не может быть шаблонной, каждый малыш по-своему особенный и требует индивидуального подхода. Выше указанные рекомендации не заставят детей послушно ходить в детский сад, однако, они помогут вам лучше понять ваших малышей, услышать их и помочь им преодолеть переживания связанные с адаптацией к новому окружению. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|