|
Психофизиология зрительного восприятия. МиражиАвтор статьи: Зашихина Виктория Викторовна
Люди обычно уверены в своих органах чувств на 100%. Очень часто можно услышать фразу «Я же это сам видел» или «Я же это сама слышала», в которых прослеживается четкое утверждение об непререкаемой истинности высказывания. Но на самом деле головной мозг порой допускает ошибки в интерпретации того, что человек ощущает своими органами чувств и воспринимает системой анализаторов. В серии статей рассмотрим некоторые причины сбоя информации, которая происходит в зрительной системе. Причины зрительных обманов могут находится во внешней среде, когда факторы внешнего мира искажают информацию. Другие причины связаны с самим органом зрения – глазом. И третья группа факторов определяется программами обработки информации, заложенной в нейронных сетях головного мозга. Миражи – зрительные обманы, обусловленные особенностями хода лучей света. При восприятии миражей можно видеть предмет и его отражение, что приводит к представлению, что в этом месте имеется какая-то водная поверхность. Такие миражи описаны в пустынях. Похожие обманы видят путешественники на машинах, когда в солнечный день возникает ощущение мокрого асфальта впереди на участке дороги, в котором отражаются машины и деревья. Однако, если подъехать поближе, то вдруг оказывается, что дорога сухая и никаких луж нет. Почему же видно отражение, если асфальт сухой? Миражи возникают из-за потоков тёплого и расположенного выше более прохладного слоёв воздуха над участком поверхности суши и атмосферной рефракции (преломления света) на границе этих двух слоёв. Над поверхностью воды возникают другой тип миражей - «Летучий голландец», когда возникает ощущение, что судно «плывет в воздухе, над морем». Или судно «растраивается», когда оно само видно на поверхности воды, а над водой находятся его два отражения. Над морем также имеются слои холодного и расположенного выше тёплого воздуха, на границе которых происходит преломление лучей света и меняется их ход. В результате человек видит два изображения предмета: одно отражает истинное расположение предмета, а другое – как результат атмосферной рефракции. Особенностью миражей является то, что их могут видеть сразу много людей и их можно сфотографировать или записать на видео и т.п. К сожалению, люди, привыкшие доверять зрительному анализатору, видя эти миражи, не могут сразу разобраться в ситуации и порой оказываются «обманутыми воздухом». О таких историях пишут в средствах массовой информации, например, в апреле 2012 появилась публикация "Миражи на Байкале жестоко обманывают автомобилистов - с начала недели восемь автомобилей провалились под ледок" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|