Заикание
Согласно МКБ-10, заикание (F98.5)— это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Заикание развивается преимущественно на фоне эмоциональной неустойчивости, общей невротизации, у детей, родившихся от осложненной беременности и в патологических родах, перенесших черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, с отягощенной наследственностью, в семьях с неблагоприятной психоэмоциональной атмосферой и т.п. Причиной заикания может стать как однократная значительная стрессовая ситуация (испуг), так и атмосфера хронического стресса (постоянные конфликты в семье, деспотизм одного или нескольких значимых близких). Сохранению заикания способствует негативное подкрепление окружения (насмешки, осуждение), сохраняющаяся стрессовая ситуация в ближайшем окружении, поведение избегания самого, страдающего заиканием, снижение самооценки и т.д.
В первую очередь заикание это проблема личности, которая возникла на неблагоприятном физическом фоне. В связи с этим стоит сказать об особенностях личности заикающегося ребенка. Страх высказывать свои потребности и желания, страх перед теми, кто воплощает власть (родители) является эмоциональной основой заикания.
Показательными для понимания личностных проблем ребенка, страдающего заиканием, являются результаты теста Люшера одного из моих пациентов: «потребность в безопасности, гармонии; потребность иметь как можно более широкую сферу влияния, суетливость, беспокойство; высокие притязания к близким; стремление к независимости и свободе без ограничений и ответственности; неосуществленное стремление к превосходству, сниженная самооценка; ограничение, стеснение своих возможностей со стороны близких; с одной стороны потребность в независимости, с другой стороны нежелание брать ответственность за последствия; потребность возвыситься над окружением, потребность проявить властность».
В связи с этим, следует помочь ребенку осознать, что он имеет право высказывать свои желания, избавиться от запрещающих ограничивающих страхов, что кто-то сочтет эти желания неразумными, избавиться от необходимости оправдываться, позволить ребенку не только испытывать и осуществлять желания, но и принимать личную ответственность за последствия выбора. Очень часто дети, страдающие от властных деспотичных родителей, на самом деле сами склонны к властности, которая стремится проявиться. Осознание этого качества, освоение навыков управления им, позволит снизить эмоциональное напряжение.
Рекомендации:
Во время беседы следует быть внимательным, сохранять зрительный контакт с ребенком, терпеливо выслушивать, не торопить и не перебивать.
Выстраивать собственную речь в простой форме, медленном темпе, с паузами, избегая большого количества вопросов и сложных формулировок.
Сохранять равные условия в выполнении обязанностей и принятых правил (заикание не может создавать для ребенка привилегии).
Успех может быть достигнут при условии, что изменения коснутся не только ребенка, но и всего семейного уклада и всех членов семьи: спокойная уравновешенная атмосфера вместо хаоса и суеты.
Следует отдавать предпочтение спокойной деятельности и избегать слишком активных игр, бесконтрольного просмотра телевизора, интернета.
Приветствуются творческие виды занятости (рисование, танцы, музыка); спорт (плавание); занятия, развивающие мелкую моторику (паззлы, мозаика, рисование, аппликация, вышивание).
Соблюдение основных требований режима активности и отдыха для каждой возрастной группы.
Очень важно для родителей и других значимых близких перестать воспринимать своего ребенка, как больного и ущербного. Даже если вы не говорите об этом вслух, ребенок считывает это подсознательно. И это никак не будет способствовать преодолению проблемы.
Необходимо защитить ребенка от насмешек и свести к минимуму психотравмирующие ситуации, помочь ребенку понять и преодолеть ложное чувство стыда и сниженную самооценку. Отсутствие признания со стороны сверстников, связанное с заиканием можно и нужно преодолеть, помогая развить сильные стороны, качества, таланты ребенка. Это не только позволит завоевать авторитет, но и повысит самооценку.
Это общие рекомендации для родителей и близких. При значительной и продолжительной проблеме заикания важно своевременно обратиться за квалифицированной помощью.