|
Когнитивные и социальные функции положительной эмоции радостиАвтор статьи: Макаренко Амалия Алексеевна
Человеческие эмоции выполняют важные адаптивные функции. Например, такие эмоции, как страх и гнев, заставляют людей сосредоточивать внимание на внешних угрозах, мобилизуют силы и побуждают предпринимать действия для устранения этих угроз . Однако функции таких положительных эмоций, как радость и восторг менее очевидны, поскольку они, по-видимому, не вызывают определенных паттернов действия. В прошлом психологи были склонны прежде всего сосредоточиваться на отрицательных эмоциях, таких как подавленность, страх и враждебность, и уделяли мало внимания таким положительным эмоциям, как радость, восторг, счастье и любовь. Однако в последнее время психологи начали изучать положительные эмоции, и эти исследования начинают проливать свет на их функции. Элис Изен обобщила большое количество экспериментальных исследований, где говорилось, что у людей развиваются когнитивные способности и формы социального поведения в тот момент, когда они испытывают положительные эмоции (включая вызванную комизмом радость), по сравнению с нейтральными или отрицательными эмоциями. Например, они демонстрируют более высокую когнитивную гибкость, которая позволяет им более творчески решать проблемы, более эффективную организацию и интеграцию памяти; более эффективное мышление, планирование и суждения, а также более высокий уровень социальной ответственности и таких просоциальных форм поведения, как услужливость и великодушие. Эксперимент, проведенный Барбарой Фредриксон и Робертом Левенсоном, также продемонстрировал, что стимулирование положительных эмоций, включая радость, помогает уменьшить физиологическое возбуждение, вызванное отрицательными эмоциями. На основе полученных результатов Барбара Фредриксон предложила модель «расширяй и создавай», описывающую психологические функции таких положительных эмоций, как радость. В отличие от отрицательных эмоций, которые имеют тенденцию сужать фокус внимания и мотивировать человека участвовать в определенных действиях, она предположила, что положительные эмоции расширяют границы фокуса внимания индивидуума, позволяя более творчески решать проблемы и расширять диапазон вариантов поведенческих реакций, и также создают физические, интеллектуальные и социальные ресурсы, которые человек может использовать для преодоления жизненных трудностей. Она утверждала, что такие положительные эмоции, как радость, являются адаптационными механизмами, укрепляющими психическое и физическое здоровье. Мишель Шиота с коллегами также предположили, что положительные эмоции могут играть важную роль в регулировании межличностных отношений. Эти авторы исходили из того, что люди — это социальные животные, Которым для выживания требуются близкие отношения. Они предположили, что положительные эмоции играют важную роль в решении трех фундаментальных для межличностных отношений задач. Они предположили, что связанная с юмором положительная эмоция радости эффективна для решения всех этих трех задач при различных типах отношений, включая романтическую связь, дружбу и отношения в группе. Например, радость, связанная с общим смехом, может помочь определить людей с общими интересами, выбрать и привлечь партнеров, вознаградить совместные усилия и укрепить межличностные связи и сплоченность группы. Таким образом, юмор может принести важные психологические выгоды, вызывая положительное эмоциональное состояние одновременно у двух или более людей. Приятные субъективные чувства, сопровождающие это эмоциональное состояние, побуждают искать возможности для юмора и смеха, которые, в свою очередь выполняют целый ряд важных когнитивных и социальных функций. Многими из этих полезных качеств юмора, вероятно, уже отличался «протоюмор» наших предков-гоминид, что обеспечивало им эволюционное преимущество в процессе выживания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|